stroler (stroler) wrote in academgorodock,
stroler
stroler
academgorodock

Categories:

ГЛАВЫ ИСТОРИИ СИБАКАДЕМСТРОЯ

(Нвчало см. 1,2 ,3,.4,5,6,7,8, 9, 10, 11, 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21.)

«Слышишь - время кричит: - БАМ!»
(репортаж из 1978 года)


Среди писем моего отца с фронта сохранилась полувыцветшая открытка. Вероятно, отец приберёг её для того, чтобы в том тяжёлом 1943-м не простым солдатским треугольником, а , как в мирное время, открыткой поздравить родных с октябрьским праздником.

Но не только праздничная дата на штемпеле полевой почты привлекла моё внимание. В левом верхнем углу почтовой открытки с изображением моста через реку Томь чёткая надпись гласила: «СССР – БАМПРОЕКТ-1942 г»…
История того, предвоенного строительства Байкало-Амурской магистрали примечательна многими громкими именами её строителей: здесь вручеую, без какой-либо техники укладывали шпалы и рельсы заключённые тогдашнего БАМЛАГа: крупный русский философ-теолог Павел Флоренский (позже переведен и погиб на Соловках), будущий маршал и командующий парадом Победы 1945 г. Константин Рокоссовский, десять лет там провела писательница Анастасия Цветаева (сестра великой русской поэтессы), такой же срок отработал будущий советский писатель Юрий Домбровский и тысячи других, безвестных. В изыскательских работах принимал участие будущий замечательный писатель-фантаст Иван Ефремовэ..

Война вынудила прервать строительство задуманной ещё в 30-е годы магистрали.

Смерч Великой Отечественной войны сорвал со шпал уже уложенные кое-где рельсы – Родине требовался металл.Уложенные сотни километров рельсовых путей были демонтированы и использовались как "горячий резерв" для восстановления разрушенных участков дорог в прифронтовой хоне ...

А бамовские шпалы терпеливо ждали. А проекты уточнялись и дорабатывались с учётом самых новейших требований, пока страна набиралась сил после кровопролитнейшей из войн. И вот - вновь с небывалым прежде размахом закипели дела на строительстве БАМа.

Осенью 1978 года, когда отцовской открытке исполнилось ровно 35 лет, я отправился на БАМ собирать материал для сценария к документальному фильму о его строителях. Если честно, я попросил в нашем отделении Союза кинематографистов командировку по сбору материала для фильма, заявку на который у меня приняли на Центрнаучфильме и который впоследствии был по моему сценарию снят - "Гпаф и мцжик", фильм о заочной дружбе Льва Толстого с сибирским крестьянином и мыслителем Тимофеем Бондаревеым.. Но мне сказали, что для новосибирской студии эта тема не актуальна, а вот если я ещё "по пути" заеду в Берёзовку, где новосибирцы строят БАМ.!.. И конечно, я не мог не согласиться и не заехать на восточный участок БАМА, восточнее Комсомольска-на-Амуре, где в районе станции Берёзовая (ныне ст. Постышево) трудились в то время новосибирцы.

На вокзал в Комсомольске я добрался только вечером, минут за 10 до отправки последнего поезда, но, взглянув на длиннющую очередь в кассу, понял, что билет взять не успею. Решил попытаться уехать старым журналистским способом - напроситься в кабину электровоза. Это удалось и через несколько минут я с удовольствием знакомился с уроженцами здешних мест – машинистом тепловоза и его помощником, пил чай с толстыми бутербродами, густо намазанными дальневосточным деликатесом – красной икрой из двухлитровой банки.

Прожектор тепловоза , раздвигая туман и плотную черноту ночной тайги, освещал новенькие, ещё плохо отрихтованные стальные рельсы, неспешно летящие под колёса. Станции напоминали строительные площадки – повсюду воздвигались новые вокзалы, тяжело ревели оранжевые «катерпиллеры», перестраивались – с учётом будущих бамовских нагрузок – мосты, спрямлялась и обновлялась трасса… Несмотря на поздний час, повсюду светились окна вагончиков, где жили строители БАМа.

Проехали Солнечную, Хальгасо, Лиан, Хурмули… Помощник машиниста Валерий Курилко поведал о том, чт «Хурмули» в переводе с нанайского означает «пустое место». Вот уж неподходящее название для будущей крупной станции БАМа с населением в несколько тысяч человек!

Наконец, поезд подходит к Берёзовой –конечной станции, которой предстоит стать крупнейшей на восточном участке БАМа. Конечной ей осталось быть недолго – уже в мае следующего 1974 года новый участок магистрали свяжет её с Ургалом и пятью промежуточными станциями, а там – дальше и дальше на восток. Совсем недавно на этом сложнейшем участке строительства был сдан новый мост через реку Амгунь.

Магистраль растёт и хорошеет. Будущий посёлок (его называют Берёзовкой) на будущей станции Постышево строят посланцы Новосибирска. Костяк этой разноликой армии добровольцев, которой всё же преобладают профессиональные строители, – сибакадемстроевцы. С первой партией их приехало 38 человек, сейчас в отряде уже 120 строителей и число их продолжает расти. Растут стены жилых домов и общежитий, школы на 1329 человек, детского комбината, торгового центра… Фронт работ грандиозен, а сроки, как всегда, предельно сжаты и не терпят проволочки. Штаб стройки находится в дощатом одноэтажном бараке, «квартиры» строителей - в строительных вагончиках с явно где-то "прихваченной" железнодорожной трафареткой: «Новосибирск – БАМ».

- Скоро зима, - рассказывает начальник монтажно-строительного отряда «НовосибирскБАМстрой» Рудольф Борисович Предтеченский, - задуют пронизывающие холодные ветры с Охотского моря, надо успеть до этого переселить всех строителей из вагончиков в благоустроенные отапливаемые дома, запустить котельную. Сейчас это – задача номер 1 и мы уже близки к её осуществлению. А ещё, кроме жилых домов и других объектов, мы собираемся поставить здесь довольно сложное и очень красивое сооружение- железнодорожный вокзал. Он без сомнения станет лучшим на восточном участке БАМа. Такую задачу ставим и мы, и проектировщики.

Проект вокзала на станции Постышево, разработанный в новосибирском институте «Сигипротранс» был признан лучшим на БАМе. И строители сделали всё, чтобы новосибирская «марка» и в реальном исполнении вызывала всеобщее восхищение. Здание вместило сразу два вокзала – железнодорожный и автовокзал. Здесь же – Дом связи, и пост электрической централизации. Для пассажиров предусмотрено всё необходимое – удобные залы ожидания, медпункт, буфеты.
В отделке интерьеров использовано множество нетрадиционных отделочных материалов, оригинальная система освещения.

В тот мой приезд на месте будущего здания вокзала ещё стоял неказистый станционный барак, приткнувшийся внизу к железнодорожной насыпи. Его сонную жизнь лишь раз в сутки нарушало прибытие очередного поезда из Комсомольска.

Помню, как меня поразил потемневший бюст И.В.Сталина возле такого же невзрачного станционного строения на одной из промежуточных старых станций – его никто и не думал убирать, а ведь шёл уже 1978-й! Казалось, время здесь навсегда остановилось.

Пройдёт всего пять лет – и всё коренным образом изменится. Кто же они – люди, волшебно изменившие жизнь в этих забытых Богом краях ?

Что за народ там, на БАМе?- этот вопрос мне после поездки задавали многократно и повсюду.

Надёжный народ, действительно отборный. Лучшие из лучших. Такие, как уже упомянутый начальник стройотряда Р.Б.Предтеченсий – рабочий день которого, как я убедился, начинался в 5 утра, а заканчивался за полночь. Как главный инженер стройотряда Василий Михайлович Баталов, в прошлом ленинский стипендиат НИСИ. Такие, как лучшие бригадиры стройки – выпускник НИСИ Сергей Алексеев и выпускник НИИЖТа Владимир Балахонцев. Такие, как опытный инженер-строитель, участник возведения моста через Обь в Новосибирске Леонид Шугаев, как энергетик стройки Дмитрий Алексеевич Евсейчев, как передовой плотник и комсомольский вожак новосибирских бамовцев Анатолий Старчук…

Миша Баталов, 18-летний сын главного инженера, отработав пару месяцев в студенческом стройотряде, приехал к отцу на БАМ «отдохнуть». И получил тут первую в жизни трудовую книжку – да не какую-нибудь, бамовскую! И зачастил к отцу «в гости» – каждый год отрабатывал на самых трудных объектах…

Таких историй тут немало.

- Здесь строить нужно только красивые объекты, - убеждён заместитель начальника стройотряда Ю.С.Курочкин. – Ведь тут красота просто разлита во всём – и в хрустальной чистоты реках, и в этих пейзажах с сопками, перевалами, и в самих названиях – Амгунь, Санах, Дуссе-Алинь… Всё некрасивое, аляповатое, невзрачное просто не вписывается в Дальний Восток!

Строительством самого красивого и удобного на БАМе вокзала руководил Станислав Александрович Петухов.

Проектирование и строительство вокзала на станции Постышево было отмечено премией Ленинского комсомола.

(продолжение следует)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments