stroler (stroler) wrote in academgorodock,
stroler
stroler
academgorodock

Categories:

1963 г. Памятная выставка замечательного человека

В период учёбы в НЭТИ некоторые мои друзья по литобъединению НЭТИ ( Юра Кисляков, Гена Румянцев и др) ходили одновременно и в изо-студию, где им давал уроки живописи новосибирский художник Василий Кирьянов. Естественно, что мы подружились и с ним, часто поодиночке или целой толпой заваливались в его мастерскую, расположенную прямо напротив НЭТИ на Геодезической улице в доме с мансардами. Была на этот случай песенка - на мотив окуджавского "Последнего троллейбуса":
Когда мне невмочь пересилить беду,
Когда подступает отчаянье,
Я к Васе с толпою народа зайду -
Как-будто случайно.
Василий Кирьянов мне дверь отворит -
Смущённый, простой и румяный.
Как много, представьте себе, доброты
Вмещает Кирьянов!


Кирьянов приносил нам именные билеты на выставки - свои, Н.Д.Грицюка, других художников. А однажды без всяких билетов потащил нас в Академгородок - на первую персональную выставку Раисы Львовны Берг. К тому времени она была уже доктором наук, работала в Институте цитологии и генетики СО АН. Напомню, что Раиса Львовна Берг была не только генетиком,но и правозащитником, художником и литератором,ученицей Николая Вавилова, Германа Мёллера и Ивана Шмальгаузена,
Было это, как помнится, почти сразу же после знаменитого похода Н.С.Хрущёва на выставку в Манеже ( конец 1962 г), когда по всей стране "громили абстракционистов". А Раиса Львовна писала работы, которые были в точном смысле слова абстрактными. А её студенты-биологи устроили ей выставку в одном из общежитий "на Пироговке", т.е. на улице Пирогова, о которой тоже пели : "От ВЦ до ТЦ,/ от Морского до моря Обского, /весь научный наш центр /уважает людей с Пирогова". "Люди с Пирогова" сами выступили с этой инициативой, оформили работы Раисы Львовны в рамки, развесили в просторном холле первого этажа. А сама она водила нас - гостей из города, показывала работы в том порядке, какой ею считался оптимальным. Помнится, "на закуску" была восточная графика в стиле японских и китайских мастеров, а до того - просто работы, часто без названия, указывалась лишь техника исполнения - "Тущь, гуашь, металлическая мочалка, бритва..." Гостей было много - профессиональные художники из города, студенты, учёные, журналисты, писатели...
Запомнился коллекционер картин Розенфельд, тут же купивший несколько её работ и, видимо, сохранивший их у себя и после выставки, и после её отъезда из Академгородка, а затем - их страны... В последние годы жизни Раиса Львовна Берг жила и работала в Париже.
"Комитет госбезопасности, - писала она в воспоминаниях об А.Д.Сахарове,- выслал меня из Новосибирска, где я возглавляла генетическую лабораторию, и я вернулась в Ленинград. Изгнание 46 новосибирских ученых, осмелившихся возвысить голос в защиту политзаключенных, приобрело огласку. Андрей Дмитриевич пришел ко мне вместе с Еленой Георгиевной Боннэр. Он просил меня подписать петицию об амнистии политзаключенных и об отмене смертной казни. Вторая из этих просьб к властям показалась мне совершенно недостаточной. В отличие от реабилитации, амнистия означает не снятие вины, а прощение. Я подписала - но тут же сказала Сахарову, что эта петиция представляется мне вредной: мы обращались к нечистой силе с жалобой на нечистую силу. Нас пересажают, а толку не будет..."

А в марте 1968 года - последнего "сибирского года" в её жизни - "министр фотографии" клуба "Под интегралом" Владимир Давыдов запечатлел её за столиком клуба с А.А.Галичем. Снимок сохранился.

Александр Аркадьевич Галич, Раиса Львовна Берг и её дочь Елизавета Валентиновна Кирпичникова (последнюю на фото опознал её сын, внук Раисы Львовны yandoma )в кафе-клубе "Под интегралом"

(с)Фото Вл.Давыдова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments