Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Category:

Академгородок, 1961. Часть 26. Какими мы хотим вырастить наших детей

Продолжение.
Начало см. Академгородок, 1961.  Части   -  20,   21,   22,   23,  24,  25.
см. также
Академгородок, 1959. Части 
1  -  20.
Академгородок, 1960. Части  12.

какими вырастут наши дети

 А.И. Щербаков сказал мне, что корреспондент газеты «Вечерний Новосибирск» хочет встретиться в Академгородке с людьми, занимающимися внешкольной работой с детьми. Он хочет понять, какими в Академгородке вырастут дети и что у нас предусмотрено для того, чтобы они были всесторонне развиты.

Я в ту пору был председателем сразу четырех комиссий в Академгородке – бытовой, жилищной, детской и строительной.

               Больше всего времени отнимала бытовая комиссия, – где ключевой была работа по общественному контролю за деятельностью предприятий торговли, общественного питания и всевозможных мастерских по ремонту бытовой техники, а также всевозможных пунктов обслуживания населения, – касс, сберкасс, пунктов приема белья в стирку и проч.

Второе место по времени занимала строительная комиссия, – прием жилых домов от строителей, размещение новых предприятий соцкультбыта в приспособленных помещениях, разработка предложений по ускорению строительства детских учреждений, школ, всевозможных предприятий торговли и бытового обслуживания и, главное, весьма трудная работа по претворению в жизнь наших предложений.

Жилищная комиссия не отнимала много времени, – там, кроме меня, работали серьезные неподкупные люди, строго следившие за соблюдением законодательства при распределении жилья и за очередностью предоставления квартир.

А вот детская комиссия, хоть там и было много людей из месткомов различных институтов, занималась только распределением мест в садики и ясельки, коих тогда почти не было. Потребность же в них в тот год зашкаливала за красную черту. Сказалась политика главного инженера А.С. Ладинского, откладывавшего их строительство на более поздний период, так как ему казалось, что в первые годы потребность в них, а также в школах будет минимальной. На самом деле так было только до середины 1959 года, а уже к осени этого года появилась потребность в яслях, а в начале 1960-го уже образовались очереди в садики и ясельки. Младшие школьники начали заниматься в две смены, а старшие ездили в школу в микрорайон «Д». В последнем случае сказалось то, что значительная часть школьного здания оказалась занятой университетом.

Проблемой был и досуг школьников после школы. Группам продленного дня из-за 2-й смены заниматься в школах было негде. Клубных помещений не было. Дома Культуры не было. Мы отвоевали одну квартиру в д.№1 по Обводной ул. для работы с детьми, после того, как оттуда выехал хлебный магазин, и туда детишки ходили с удовольствием. Мы теперь пытались открыть в каждом микрорайоне по одной такой квартире, но выделение жилья под эти цели каждый раз требовало специального решения Президиума СО АН. Нам же уже не раз и не два отказывали.

Обосновывая необходимость внешкольной работы с детьми для Президиума, я прочитал много книг выдающихся педагогов и практиков, инструктивных профсоюзных пособий и книг, где делились опытом работы с детьми. По мере такого чтения у меня вначале в голове была полная каша, но когда я начал раскладывать ее  «по полочкам», возникла достаточно стройная система.

Подготовка к встрече  с корреспондентом «Вечернего Новосибирска» ускорила этот процесс, и к моменту встречи, я уже был готов представить свое видение проблемы внешкольного воспитания детей.

Кроме того, я пригласил на встречу профессора А.А. Ляпунова, поскольку, как я знал, он часто выступал со своим видением поиска талантливых детей, будущих ученых, их отбора на олимпиадах, собеседованиях, а затем и работы по их всестороннему развитию.

На встречу мы пригласили всех, кто имел отношение к детям всех возрастов, и в большой комнате президиума СОАН было человек сорок.

  В кратком вступительном слове сверхвежливый корреспондент рассказал, что он хочет. Я встал, представил корреспонденту аудиторию и предоставил слово Алексею Андреевичу Ляпунову. Он начал говорить. Но не по теме, а о том, чем он занимался и что ему близко. О поиске талантливых ребят и том, как распознавать таланты и как их растить. Пару раз корреспондент попытался увести его от талантливых к обычным детям, но профессора Ляпунова остановить было невозможно. Он увлекся, и ничто на свете не могло ему помешать высказать все, что он хочет.
            Ляпунов говорил не меньше часа. Наконец он закончил. Его речь была блестящей, и я подумал, что корреспондент все-равно может ее поместить в газету, только предварять эту речь будет другой вопрос.

           Потом выступил я и изложил свою концепцию внешкольного воспитания детей. Я сказал, что каждый ребенок, помимо общих школьных знаний, должен получить  (1) художественно-эстетическое воспитание (живопись, скульптура, музыка, театр, танцы, балет), должен попробовать свои силы (2) в техническом творчестве или в выращивании и воспитании объектов живой природы (растений и ли животных), и (3) быть физически здоровым, крепким и закаленным, т.е. постоянно заниматься каким-либо видом спорта.

Я хотел бы видеть каждого ребенка, играющим на каком-либо музыкальном инструменте, даже если  у него не очень хороший слух. Чтобы каждый ребенок мог попробовать себя в живописи или ваянии. Человек завтрашнего дня должен понимать музыку, поэзию, живопись и театр.

Я хотел бы, чтобы каждому была предоставлена возможность выбрать спортивную секцию, куда бы он мог придти и где бы он мог заниматься независимо от его спортивных результатов. Человек завтрашнего дня должен быть физически крепким, закаленным, здоровым и целеустремленным.

Я хотел бы, чтобы каждый мальчик мог попробовать себя в конструировании ракеты или самолета, чтобы он научился токарному и слесарному делу, чтобы он стал мастером. И девочкам там найдется место, если они захотят. Надо уметь создавать полезные и красивые вещи. А если захотят посадить растение и вырастить его или воспитывать животных, ухаживать за ними – честь им и хвала. Такую возможность детям тоже надо предоставить. Так что нам необходимы Клуб юных техников и Станция юных натуралистов. Это залог того, что у нас будет много изобретателей и мастеров "золотые руки" и мы будем беречь природу.

Эти три основные цели, которые я поставил в своем выступлении, вызвали вопросы у корреспондента, который хорошо знал, что возможности у нашего общества ограничены. Что только ничтожное число детей может поступить в музыкальную школу. Что художественных школ вообще нет. Что Клубов юных техников – раз-два и обчелся, и они плохо оснащены и ютятся в подвалах. Дома пионеров, хоть и есть в каждом районе города, но возможности их крайне ограничены. Юннаты иногда трудятся при школах, но их очень мало. А в спортивные секции записаться невозможно. Но если сумел записаться, – показывай результаты, а то отчислят. Все это знал корреспондент, знал и я. Но на его прямой вопрос, заданный с некоторой иронией:

– И всё это у Вас будет?

Я спокойно ответил:

– Мы будем над этим работать. Да, мы хотим, чтобы все это у нас было.

«Мы» – это было громко сказано. Пока что это был один я. И сидящие в зале это знали. Знал и корреспондент. Но видно было, что мое выступление ему понравилось своей продуманностью и полнотой. А, может быть, – мечтой и верой в то, что это будет.

Через несколько дней отчет об этой встрече появился в газете вместе с фотографиями Ляпунова и моей. Часовое выступление Ляпунова было сильно сокращено, но главные идеи сохранились.

Мое выступление было изложено более подробно. Иронии там не было никакой. Все было по-деловому. И подано в таком духе – как ученые СО АН думают о детях. О будущем детей, живущих в Академгородке.

Но я-то знал, что, кроме меня, так никто не думал. И я понял, что я очень хочу выполнить ту программу, которую изложил на встрече.

Огорчало только одно: под моей фотографией в газете было написано, что я кандидат технических наук, а я им не был .

Продолжение следует

Tags: Академгородок. 1961
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments