Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Category:

Академгородок. 1962. Часть 5.

Продолжение.
Начало см. Академгородок, 1962. Часть 1,  2,  3
,   4.
См. также  
Академгородок, 1959. Части 1  -  20.
Академгородок, 1960. Части 12.
Академгородок, 1961. Части -  29.

 

рождение театра-студии Академгородка

 В конце марта – в начале апреля 1962 г. в разных местах – в НГУ (пока еще в здании школы) и в зданиях немногочисленных тогда институтов СО АН были развешаны объявления:

В н и м а н и е !

         В нашем городке в клубе создается самодеятельный театр-студия.
         В его коллектив должны войти энтузиасты всех возрастов, пожизненно зараженные любовью к театру и готовые стойко выдержать конкуренцию с кино.
           Каждый, кто мечтает о сцене, кому знакома радость репетиций и волнение перед премьерой, кто хочет вести серьезный разговор со зрителем (пусть в самой шутливой форме), должен придти к нам в театр!
         И даже для тех, кто не может играть, но все-таки хочет участвовать в спектакле, найдется работа, т.к. театр - это не только актеры, но и целый ансамбль людей с горячим сердцем и натруженными руками.
            Театру нужны разные люди!
             Ему не нужны только ленивые и вялые, способные загореться лишь на одну-две репетиции. 
             
Просим таких людей не приходить!
              Каждый вступающий в труппу театра обладает одинаковыми правами со всеми: он может влиять на творческую программу театра и вносить свои предложения в его устав, выбирать и быть избранным в художественный совет театра, играть на сцене, быть постановщиком, художником, бутафором или стоять на занавесе. В процессе работы каждый найдет свое место.
              Наша первая встреча состоится 10 апреля во вторник в 8 часов вечера, в здании Университета.
               Заранее напоминаем, что театр не терпит опозданий: третий звонок дается ровно в 8.  

                                                         ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТЕАТРА-СТУДИИ

    И молодежь, любящая театр, потянулась по этим объявлениям. 

Ко мне в руки попала одна черновая страничка, напечатанная на старой пишущей машинке, видимо, кем-то, кто пришел в театр-студию одним из первых:

ТЕАТР-СТУДИЯ АКАДЕМГОРОДКА

          Первое объявление о создании театра-студии появилось в конце марта - в начале апреля 1962 года. На отпечатанных на ротапринте листках, а затем в газете "За науку в Сибири" появилось сообщение о том, что в Академгородке создается САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР-СТУДИЯ. Первая встреча была назначена на 10 апреля, вторник, в 8 часов, в помещении Университета (теперь школа № 130). /1/ 
          В этом же помещении состоялась еще одна встреча, после чего занятия были перенесены в помещение ДК "Юность".
          В самое ближайшее время появилось два режиссера, и коллектив разделился на две постановочные группы.
          Одна под руководством к.ф.н.  Ю.С. Постнова начала готовить "Фабричную девчонку" А.Володина, другая с м.н.с. ИЯФ А.Пономаренко  пьесу прогрессивного современного французского журналиста Э.Роблеса "Монсерра".
          Между постановочными группами поддерживалась тесная связь, и один раз в неделю проводились совместные занятия. Члены коллектива по возможности помогали друг другу. Так, когда Ю.С. Постнов к 45 годовщине Великой Октябрьской Революции начал готовить "Сибирь  земля героев", Пономаренко играл в этой эпопее одну из ведущих ролей. А Ю.С. Постнов, в свою очередь, был дублером Пономаренко  Искьердо в спектакле "Монсерра".

          Группа  А.Пономаренко, за исключением самого режиссера, ранее участвовавшего в самодеятельных спектаклях Харьковского государственного университета, состояла из людей, ранее никогда на сцене не выступавших. Нужно было учиться говорить, двигаться доносить до зрителя мысль автора и режиссера. Для этой цели группой проводились, специальные занятия, на которых разыгрывались пантомимы, этюды, читались стихи, отрабатывались миниатюры. В качестве учебных миниатюр А.Понрмаренко были срежиссированы рассказы О'Генри "Предвестник весны" и Э. Хемингуэя "Там, где чисто, светло". Миниатюра по О'Генри в декабре 1962 г.ода была показана широкой публике и принята очень  тепло. Весной 1963 года  (май-июнь) была показана премьера первого большого спектакля ТЕАТРА-СТУДИИ "Ради одной надежды" ("Монсерра"). 
          Постановка этого спектакля была осуществлена 8 раз, из них 2 раза в городе и 3 раза в районе (Ярково, Боровое, Посевная).
          Была осуществлена постановка "Фабричной девчонки" (временно отложенной в связи с подготовкой к намечавшемуся тогда открытию Академгородка.
          В дальнейшем Ю.С. Постнов в связи с большой занятостью (работа над докторской диссертацией) отошел от театра и ..."

          ... На этом листок обрывается. Видимо, было продолжение на второй странице, но его у меня нет. Автор этого листка мне неизвестен.
           
Любочка пришла в театр-студию, когда занятия начали проходить уже в ДК «Юность». Пришел туда и Володя Штерн. 
           Я не могу писать о том, чего не знаю. В то же время не написать о театре-студии Арнольда Пономаренко тоже не могу, потому что постановки этого театра в Академгородке на протяжении 1962-1967 г.г. были яркими событиями. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Важнейшим элементов культурной жизни Академгородка того периода. А в книге воспоминаний "И забыть по-прежнему нельзя" об этом театре ничего нет. Не написал о нем Арнольд Пономаренко, не написал никто из актеров.  Собирались написать, переписывались друг с другом, но не собрались. Вместо этого, Володя Штерн и его жена Клара сделали фильм с помощью movie-maker, записав его на диск. У меня он есть. Замечательный фильм, великолепная работа. Но я полагаю, что заменить воспоминания фильм не может. Поэтому я долго уговаривал Любочку написать, как начинался театр-студия Академгородка. В конце-концов мои уговоры возымели свое действие: она написала, как ее приняли в театр-студию. Написала уже после большого перерыва. Первый раз она взялась за перо 6 лет назад в 2004 году, когда зашла впервые речь об истории театра-студии. Любочка тогда записала 15 странц, но только об истории театра-студии там было не больше трети. Теперь эти записи были «по делу».
           Написал я и Арнольду Пономаренко, сообщил, что собираюсь писать о событиях того времени в Академгородке, в т.ч. и о театре-студии. Попросил кое-что вспомнить. Арнольд обрадовался и ответил мне следующим письмом (привожу выдержку):
         
-  Я очень рад Вашему письму и постараюсь как смогу... Уверен: у Вас получится замечательная книга! Мне понадобится некоторое время, чтобы сосредоточиться и написать ответы на поставленне вопросы. О чем-то я напишу в ближайшее время, материалы и т.п. потребуют также некоторых усилий - но буду искать и стараться... 
 

актриса одного режиссера

         Итак, кто-то сказал Любочке, что ведется запись в новый театр-студию, но надо предварительно пройти прослушивание. Дальше читайте воспоминания Любы Качан.  

             «Авторитетная» комиссия по набору-отбору «актеров» в составе Постнова, Пономаренко, Черноброва и, кажется, Свиньина заседала в ДК «Юность».Испытуемому предлагалось сыграть какой-нибудь эпизод.

            Я придумала, что хотела бы сыграть, и прокручивала «сценарий» в своей голове. Просто так. Потому что тему задавала комиссия.

            Когда подошла моя очередь, мне предложили сыграть сцену свидания: «Я жду. Его нет. Наконец он пришел» - в точности по моему «сценарию». Я даже не очень удивилась. Я знала за собой особенность передавать свои мысли близким - мужу, дочке. Причем, не специально. Просто думаю, а они «читают».

            – Ну и хорошо, что кто-то из комиссии (кажется, Арнольд) оказался таким «читателем».

            Так я стала членом труппы театра-студии, а, на самом деле, театра Пономаренко. По крайней мере, для меня. Я оказалась, что называется, актрисой одного режиссера, как спустя пять лет, – сотрудником одного шефа в Институте катализа – Геннадия Коловертнова. Арнольд перестал ставить, – я перестала играть. Гена погиб, – я ушла из института на преподавательскую работу в техникум.

            По инерции сыграла роль в пьесе «Два театра» в постановке профессионального режиссера Воложанина. Это был двухчастевый спектакль. Театр настоящий, где Арнольд играл директора, а Ирочка Алферова, тогда совсем юная (1967 г.) играла молоденькую актрису, - его любовницу, и театр жизни, где я играла женщину, которая в настоящем жила прошлым и все время чего-то (кого-то) ждала.
            И у С.В. Гольдина [в Доме ученых в 1980 г. МК] в поэтическом спектакле «Эта горькая страсть, как полынь» я читала стихи Цветаевой и Блока.

Продолжение следует


Tags: Академгородок. 1962, Театр-студия Пономаренко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments