Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Categories:

Академгородок, 1962. Часть 7.

Продолжение.
Начало см. Академгородок, 1962. Часть 1,  2,  3
,   4,  5,  6.
См. также:  
Академгородок, 1959. Части 1  -  20.
Академгородок, 1960. Части 12.
Академгородок, 1961. Части -  29.

театр-студия Пономаренко

 Любочка стала ходить на все занятия, которые проходили в ДК «Юность». Работа этого Дома культуры была ориентирована на строителей, но руководство ДК не отказывало никому, поддерживая любые начинания. Постройком «Сибакадемстроя» и его Дом культуры были значительно богаче профсоюзного комитета СО АН, не имевшего в то время в своем составе Дома культуры и штатов руководителей кружков. ДК «Юность же была специально спроектирована как ДК, поэтому там было много помещений для занятий кружков, клубов и студий, зал на 800 мест был оборудован большой сценой для театральных постановок, всевозможных концертов, в ДК был большой штат работников культуры и все возможности для оплаты руководителям коллективов. Единственным минусом была удаленность его от жителей верхней зоны. Но это «препятствие» было преодолимо. Некоторые приезжали на автобусе, другие предпочитали пройтись пешком – минут 15-20.

Иногда вся труппа вваливалась к нам в дом – отметить какое-нибудь событие. Я вскоре перезнакомился практически со всеми артистами. Арнольд там был безусловным лидером. Он был немногословен и, как говорят, «не бросал слова на ветер». У него был звучный низкий очень приятного бархатного тембра грудной голос, казалось, исходивший с самого нутра. Когда он начинал говорить, его голос перекрывал все голоса, хотя он не напрягался. Ему не нужно было никого перекрикивать, – с первого же звука его голоса все смолкали. Актерский талант его был прирожденным. Очень скупо, с минимумом мимки на лице, но мельчайшими интонациями голоса он завладевал зрителем, сразу и до конца. С первого появления, с первых слов зритель видел не Арнольда Пономаренко, а его героя, и Арнольду не надо было ничего доказывать зрителю, - все было искренне, честно, правдиво, никакой даже минимальной доли искусственности. Удивительного дарования был актер.

И в театре Арнольд поддерживал исключительно рабочие отношения. Он был безусловно командиром. Но без крика, без необходимости повторения просьб, которые расценивались всеми, как руководство к действию. На обсуждении каждый говорил, что думал, но принимал решения Арнольд. За сценарий, за пьесу, за замысел, за линию, но не за образ, который создавал сам актер.

Любочка там была вроде комиссара. Я сразу заметил, что в труппе очень чистые рабочие отношения. Никакой пошлости не могло быть по определению. Дружба – да, желание помочь друг другу, но  и только.

Высокий симпатичный и кудрявый Жора Цикин, игравший героев и первых любовников. Крупный, начинающий полнеть талантливый актер, а впоследствии и режиссер Сережа Кудрявцев. Худой и подтянутый, но скованный Леня Шкутин, игравший героев (я знал его и раньше по институту гидродинамики). Красивый и аристократичный Гена Кайгородцев. Ну и, конечно, наш Володя Штерн, студент НГУ, молодой, высокий, порывистый, с горящими глазами, которого тянуло в театр, как магнитом, притягивает до сих пор, и не может отпустить до сих пор, хотя ему через пару месяцев исполнится 70. Потом в театр пришли талантливые актеры Саша Хуторецкий и Женя Савин и многие другие.

Женская часть артистов, пожалуй была поменьше, но очень сильная. С самого начала в театре играли Люба Качан, Лена Ширшова и Алла Ушакова из НГУ. Я хорошо помню Люсю Климину в ее характерных ролях. Чуть позже пришла в театр Клара Штерн.

Две актрисы впоследствии ушли в профессиональный театр. Лена Ширшова обладала громадным талантом. Она окончила театральное училище в Новосибирске и подавала большие надежды, но, увы, не сумела выразить себя в провинциальных театрах, куда ее послали работать после училища.

Одной из последних пришла в театр Ирина Алферова, впоследствии знаменитая артистка театра и кино, и Арнольд Пономаренко, пожалуй, был ее первым режиссером и партнером по пьесе «два театра, хотя ставил этот спектакль уже не Арнольд, а профессиональный режиссер Воложанин. «Полтинничек», – как его прозвали в труппе, посмкольку он довольно часто просил полтинник то у одного, то у другого на опохмелку.  

Помощницей у Арнольда на протяжении почти всего времени была Энгелина Плеханова, мягкая и доброжелательная, но очень профессиональный  и все видящий и понимающий специалист.

ДК «Юность» был построен летом 1962 года, другой площадки для драматических коллективов тогда не было. И театр-студия Пономаренко уже функционировала там с 5 августа 1962 года.

Руководителем художественного совета был Юрий Сергеевич Постнов, ст.н.с. Института экономики, истории и философии. Образованный и очень эрудированный гуманитарий, исследователь поэзии Сибири ХIХ века. Он и сам пробовал творить – написал какую-то пьесу, которую безуспешно предлагал к постановке. Как режиссер, он поставил пьесу А.Володина «Фабричная девчонка», и она позднее была сыграна на сцене ДК «Юность».

Юрий Сергеевич так и остался на несколько лет формальным руководителем театра-студии Академгородка, хотя больше ничего не ставил, да и практически никогда не приходил. Вначале он бывал только на обсуждениях пьес, а потом совсем перестал бывать, – «ушел в науку».

Театр-студия с самого начала был коллективом клуба СО АН, а с 1963 года автоматически стал коллективом ДК «Академия», хотя и располагался, по-прежнему, в ДК «Юность». И ее все стали называть театром- студией Академгородка, или театром-студией Арнольда Пономаренко. Удивительный и огромный талант режиссера и актера привлекли к Арнольду Пономаренко многих будущих артистов. Пришла в коллектив и Любочка осенью 1962 года.

 

семь спектаклей выдающегося режиссера Арнольда Пономаренко

 

Арнольд Пономаренко поставил с театром-студией Академгородка семь спектаклей: Каждый стал событием в культурной жизни Академгородка.

«Ради одной надежды» по пьесе «Монсерра» Эмануэля Роблеса. Спектакль был сыгран в мае 1963 года. Хотя пьеса алжиро-французского писателя и драматурга Эммануэля Роблеса была переведена на 27 языков мира, в СССР она не ставилась. Возможно Арнольд был первым, кто ее поставил .

«Великий день» - фрагменты из комедии А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Пьеса была сыграна в декабре 1963 г.

«Безымянная звезда». Пьесу написал румынский драматург Михай Себастиан. Спектакль сыгран в мае 1964 года.

«Сирано де Бержерак». Героическая комедия в стихах французского поэта и драматурга Эдмона Ростана (1868-1918). В свое время она шла с шумным триумфом. Действие разворачивается во Франции XVII века.Сыграна в 1966 году.

«Сильное чувство». Илья Ильф и Евгений Петров. Водевиль впервые был опубликован в 1933 г. Сыгран в мае 1966 г.

«Борис Годунов» по пьесе А.С. Пушкина был начат еще в 1965 году, но был приостановлен. Потом сценарий был дополнен «Борисом Годуновым» А.К. Толстого. Этот спектакль и был сыгран в июне 1967 года. Оформлял спектакль художник Юрий Кононенко. Его декорации были совершенно потрясающи.

«Все, что есть – есть». Пьеса написана Григорием Яблонским, который тогда работал младшим научным сотрудником в Институте катализа СО АН. Замечательную музыку к спектаклю написал молодой композитор Григорий Гоберник. Спектакль был сыгран всего один раз в клубе «Калейдоскоп» в Академгородке.

После спектакля Яблонского и Пономаренко вызвали в Советский райком КПСС. Яблонский к тому времени был уже на подозрении в связи с событиями в Кафе-клубе «Под интегралом». Он был там одним из лидеров. А только что отгремел скандал с Галичем. Видимо, уже разбиралось и «дело» подписантов, а Яблонский был одним из них, да еще и членом партии. И Яблонскому и Пономаренко предстояли защиты диссертаций. Видимо, все это им и высказали. Но этим дело не ограничилось. Спектакль запретили. У Любочки сохранился сценарий пьесы, который она недавно переслала Грише Яблонскому. Тот свой экземпляр потерял.

Арнольд после этой беседы в райкоме играл некоторое время в театре, но пьес больше не ставил. Я не знаю, кто из райкомовскмх деятелей с ними разговаривал, но хочу назвать его тем, кто он есть – могильщик. Он похоронил выдающегося режиссера самодеятельного театра – Арнольда Пономаренко. А, возможно, и талантливого драматурга Григория Яблонского.

Арнольд вообще был весьма чувствителен к мнениям власть предержащих. После «беседы» в райкоме КПСС Арнольд «ушел в науку, и стал считать ее приоритетом в жизни - стал сначала кандидатом физико-математических наук, а затем и доктором. Больше он пьес не ставил. Я искренне считаю, что с его уходом из театра пропал для современников великий режиссер, который мог с артистами-любителями творить на сцене чудеса. Его театр-студия был единственным и неповторимым. Это был его театр, и он закончился с его уходом. Театр-студия сохранил свое название, но после Арнольда Пономаренко это уже был другой театр.

Продолжение следует


P.S. К сожалению, в последние дни иногда не работает программа ЖЖ, с помощью которой я помещаю фотографии в свои записи. Я постараюсь поместить их позже.
            Приношу свои извинения за ЖЖ.
           
mikat75


Tags: Академгородок. 1962, Театр-студия Пономаренко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments