Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Categories:

Академгородок, 1963. Часть 9. Спорт

Продолжение главы Академгородок, 1963.
Начало см. части  123,  45,   6,  7,  8.  
Предыдущие главы см.:   
Академгородок: 1959. Части  1  -  20,   1960. Части 12,   1961. Части 29, 
                           1962. Части 
19.


Академгородок водно-спортивный

            В вопросы спорта пришлось влезть с головой. В 1962 году при Добровольном спортивном обществе «Буревестник» был создан Спортклуб СО АН, но он пока что только числился на бумаге. Официально в Спортклубе был список из полусотни секций. На деле же активных было пять. туризм, парус, водно-моторная секция, лыжи и конный спорт.

            Спортсмены этих секций были весьма активны, но более всего среди них выделялся сотрудник ИЯФ Слава Горячев. Напористый и громогласный, он действовал как таран в интересах водных видов спорта, но доводы понимал. И даже хотя он приходил с целью непременно поругаться со мной, уходил умиротворенный. Жалко у меня нет его фотографии. Интересный и цельный был человек.         

              Слава более всего интересовался парусным спортом, и первый раз пришел ко мне именно с вопросами развития этого вида спорта. На балансе ОКП было несколько яхт различных классов, оборудовалась стоянка на водной базе «Наука», но текущих вопросов была уйма. Я видел, каким был первый раз Слава в разговоре со мной. До этого он обычно имел дело со Щербаковым, и на меня смотрел как на очередного профбюрократа, который сел в освободившееся кресло. Он был чрезвычайно удивлен тем, что все вопросы, с которыми он пришел, я решил за 5 минут. По-моему, он даже был разочарован, - он готовился к длинному и мучительному разговору, к тяжелой борьбе со мной, и вдруг... ничего этого не потребовалось.

            Яхты у спортсменов были, я их видел своими глазами еще в 1960 г. Как свидетельствует в своих воспоминаниях Изольда Владимировна Ковалева, приехавшая в том же году из Москвы как молодой специалист в Институт химической кинетики и горения, их прислали из Москвы. Откуда, - я не знаю. Они были старые, и их пришлось драить и приводить в порядок «целую весну». Молодые парни и девушки «учились управлять ими, предварительно зимой, пройдя теоретический курс по устройству яхт и их вождению. Вел курсы на общественных началах [то-есть, бесплатно. МК] опытный яхтсмен и крупный инженер-авиаконструктор Г.П. Добров, работавший в ИТПМ.

            Побывали у меня и представители водно-моторного спорта. Оказалось, что в СО АН были яркие представители этого вида спорта. Здесь выделялся Владимир Николаевич Бухарин из Института теоретической и прикладной механики. Он был председателем Федерации водно-моторного спорта Новосибирска и имел первый разряд по гонкам на скутерах. Он тоже был громогласен (но не так, как Слава Горячев, а из-за глухоты) и настойчив, приходил с четкими предложениями, которые требовали серьезной проработки и ответственных решений. Например, об изготовлении на Опытном заводе СО АН сварных винтов из стали и титановых сплавов. К счастью, нам удалось решить и этот и другие вопросы, с которыми приходили водно-моторники. Да и два первых моторных судна на нашей водной базе были привезены Бухариным и его партнером С.В. Стороженко. Они построили их еще в 1958 г. Он же был и первым председателем водно-моторной секции.

            Впрочем к лету 1963 г. спортсмены своими силами построили уже несколько скутеров, спортивных лодок, а академик Г.И. Будкер построил даже глиссер-катамаран. Я до того катамаранов никогда не видел, и этот разжег мое любопытство.

            В Объединенном комитете профсоюза спортсменам-водникам помогал Владимир Ильич Караваев, увлекавшийся парусом. Но крупных вопросов он не решал. То ли не решался их ставить, то ли не умел этого делать. Володя Караваев был улыбчивым и внешне милым человеком, мягким и послушным. Он принципиально не мог сказать ничего против своих начальников, что в ОКП, что в райкоме КПСС, где он впоследствии работал третьим секретарем несколько лет.

            Другим активным деятелем водно-моторного спорта и одновременно выдающимся спортсменом-гонщиком был Вадим Юрьевич Шолохов, сотрудник Института автоматики и электрометрии. В 1964 году он был избран председателем водно-моторной секции. Впоследствии он был лидером команды спортклуба, входил в состав сборной СССР, стал трехкратным чемпионом СССР и даже стал чемпионои Европы в классе скутеров с моторами объемом 175 куб.см.

            Именно он, Вадим Шолохов, впервые посадил меня на быстроходный скутер и показал, что такое скорость на воде. Был небольшой ветерок, Дно скутера неритмично стучало о волны, а он сам вместе с нами несся с бешеной, как мне казалось, скоростью. Дух захватывало, но страшно не было. Я потом еще не раз катался на скутерах, но не заболел ими.

            В следующий раз Слава Горячев пришел с более серьезными вопросами, и они касались Водной базы в целом. Я согласился проработать все вопросы, которые он передо мной поставил.

            Я не знаю, почему эти вопросы не решались раньше, - для меня они действительно, были просты, хотя и требовали определенных действий. Я написал два письма.

            Одно – на имя зам.председателя СО АН Л.Г. Лаврова. И вскоре на водной бызе появился шлагбаум, о котором они просили, чтобы суда не выходили с базы без отметки у дежурного о выходе. И бытовка начала строиться и вскоре уже действовала. И два столика со стульями были поставлены, чтобы люди могли поесть. И еще целый ряд не очень крупных действий, которые были абсолютно необходимы, я это понимал, но почему-то их некому было свершить.

            Другое письмо было в Обком профсоюза. И вскоре деятельность Водной базы была узаконена. Она получила официальный статус Водно-спортивной бызы «Наука», было избрано правление, назначен директор, открыт счет в банке. По-моему, Слава и был избран первым председателем правления Водноспортивной базы «Наука».

           

Академгородок туристический

            Туристы были чрезвычайно активной частью нашего городковского общества.

            Приведу снова свидетельство Изольды Владимировны Ковалевой (тогда она еще носила фамилию Щекочихина).

            «Городок был молодежным, поэтому все увлекались туризмом. Организовывали походы: ближние – выходного дня, дальние – на праздники и сверхдальние – во время отпусков. Устраивали многочисленные турслеты на Алтае, Тянь-Шане; были на Байкале, а в зимние каникулы со студентами НГУ – в Горной Шории и по Новосибирской области. Ездили в Свердловск [ныне Екатеринбург. МК] на слет туристов Европа-Азия, участвовали в соревнованиях».

            Туристы выходного дня. Часть из них была туристами выходного дня, и они осваивали окрестности Академгородка. В то время личные автомобили были редкостью, моторные лодки в продаже  только появились, но цены на них были на недосягаемой высоте. По крайней мере, для меня и таких же, как я младших научных сотрудников. Поэтому большинство осваивало пешком близлежащие окрестности, богатые грибами и ягодами.
             Кстати, выпускать лодки из дюраля начал Новосибирский авиазавод им. В.П. Чкалова в качестве "гражданской" продукции.

            Я относился к их числу. Я любил собирать грибы, а здесь в лесах за Институтом гидродинамики, куда уходила проселочная дорога до «Ключей» были белые, подосиновики, маслята, сыроежки, а осенью в большом количестве опята. Если пораньше выйти, то уже к полудню можно было вернуться с полной корзинкой грибов.

            Рыбаки. Само Обское водохранилище длиной 220 км уводило вверх по Оби в Алтайский край. Там был рай для рыбаков. Впрочем, в первые годы и вблизи академгородка рыбы было много. База охотников и рыбаков СО АН в Боровом, созданная сотрудниками Институтов работавших еще в пору Западно-Сибирского филиала АН и лучше нас знавших, чем славна Западная Сибирь, – тому примером. И зимой, и летом почти на каждый выходной туда собиралась группа страстных любителей рыбной ловли, членов Общества «Охотников и рыбаков». Многие из них были завсегдатаями «Борового», где они брали на базе лодку и уединялись между многочисленными островами, торопясь занять свое место к утреннему клеву.

            Осматривая доставшееся нашему составу Объединенного профкома «хозяйство», я побывал там на автомобиле, который был закреплен за нами в гараже СО АН. База была небольшой, но уютной. Персонал, состоящий из двух человек (муж и жена), были внимательны и заботливы. В домиках-общежитиях было чисто и тепло, постельное белье было чистым. хотя и не новым. Посуда и другой инвентарь содержались в порядке. Все лодки за зиму приводились в порядок. Места для приготовления ухи, кострищи содержались образцово. Все было замечательно, – а вверху над головами шумели вековые сосны. И я понимал людей, которые сюда стремились каждую неделю, покидая шумный, пыльный  и дымный в те годы Новосибирск.

            Мне дали снасти, и я с одним заядлым рыбаком тоже приготовился к утреннему клеву, и он состоялся, и у меня было довольно много рыбы в ведерке. Меньше, конечно, чем у моего учителя, но первый мой улов был вполне достойным.

            Я не стал заядлым рыбаком, как надеялись постоянные посетители базы. У меня не возникла страсть рыбака, мечтающего о каждой рыбе, которая подплывает к крючку с насаженной наживкой. Они говорили, что здесь идет игра ума, и не только сноровка, но и ум необходим, чтобы перехитрить рыбу, особенно ту, которая уже сорвалась однажды с крючка. Но мне казалось, что для ума есть занятия поинтереснее. Тем не менее два-три раза в год я на этой базе бывал, освоив и летнюю, и зимнюю рыбалку.

            Охотники. Охотой я вообще не интересовался, и никогда в жизни ни на какой охоте не был, хотя заядлые охотники не раз и не два приглашали меня поохотиться в основном на лося, которого можно было добыть только по лицензии. И охотничьего ружья у меня ни тогда, ни впоследствии не было. Да мне его и не хотелось иметь.

            Туристы дальних и сверхдальних походов. Другие, более организованные туристы, этим не удовлетворялись и планировали свои отпуска так, чтобы посмотреть красоты Западной Сибири. А посмотреть было на что.
            Из крупных ученых среди туристов старшего поколения выделялись академик А.И.Мальцев и член-корр, впоследствии академик В.В. Воеводский. Они ежегодно летом ходили в дальние походы. Именно эти люди  инициировали создание туристической секции, объединившей огромное количество туристов.

            Еще в 1957 году Бухарин и Стороженко совершили летний поход по рекам Сибири. Они сами построили полуглиссер и на этом судне с подвесным мотором проплыли по маршруту «Новосибирск– Обь – Енисейский канал – Новосибирск 3200 км. 
            В.Н. Бухарин пишет:
           «Мы сняли об этом путешествии кинофильм, который демонстрировался почти всеми крупными телестудиями СССР и вызвал массу последователей – любителей водных странствий по голубым дорогам страны».

            В это же время появились и любители острых ощущений, которые сплавлялись по речкам Восточной Сибири и Алтая  Они часто сами всю зиму занимались изготовлением лодки и подготовкой к месячному путешествию. Их забрасывали вертолетом в какой нибудь пункт ближе к верховьям, а потом они по течению путешествовали вдоль неизведанных берегов, при полном отсутствии жителей, не зная, какие мели, камни и порог им встретятся. Питаясь рыбой, которую надо было поймать, или мясом животных, которых надо было еще найти и отстрелить, они, тем не менее, успешно справлялись со всеми трудностями, хотя не обходилось без опасных приключений. 
            Они рассчитывали время прибытия в определенный пункт, откуда должны были сообщить о благополучном завершении своего путешествия. Этого звонка ждали и вздыхали с облегчением, когда он следовал. Если же его не было в контрольное время, друзья по секции начинали поиски. Но я не помню ни одного случая, чтобы туристы пропали или погибли. Просто из-за разного рода обстоятельств они появлялись в назначенном месте позже, иногда даже без лодки, – пешком. Или их привозили местные жители на чем попало – иногда на грузовике, чаще – на телеге, запряженной лошадью. 
            Везло? Может быть. Но это были отважные люди, умеющие выживать в самых трудных условиях, даже когда тонула их лодка со всеми припасами и оружием.

           Таких людей было в то время в Академгородке немало.

Продолжение следует


Tags: Академгородок. 1963, спорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments