Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Categories:

академгородок, 1963. Часть 14. Театр-студия Пономаренко.

Продолжение главы Академгородок, 1963.
Начало см. части  123,  45,   6,  7,  8,  9,   10,   11,   12,   13
 
См. также предыдущие главы: Академгородок 1959, 1960, 1961 и 1962 гг.




спектакль театра-студии «Ради одной надежды»

 

Весной 1963 года Арнольд Пономаренко поставил на сцене «Юности» яркий спектакль «Ради одной надежды» по пьесе Эммануэля Роблеса "Монсерра". Пьеса была переведена на 27 языков мира, но почему-то в Советском Союзе нигде не ставилась, Театр Арнольда Пономаренко первым поставил ее у нас в стране. Успех был налицо.
 

Несмотря на то, что декораций практически не было и на сцене не только не была воспроизведена обстановка того времени, но и вообще все было упрощено до примитива, игра артистов коллектива заставила об этом забыть. Я сидел, как зачарованный. По-моему, весь зал тоже. Режиссер и артисты нашли естественную реакцию в этот трагический момент для каждого персонажа, и каждый сыграл свою роль блестяще.

 

Любочка играла в спектакле роль матери. И как играла!
               Ее героиня –мать – на секундочку вышла из дома, купить хлеба, а дома остался грудной ребенок. Один. И в этот момент ее арестовывают и берут заложницей. Она вместе с другими заложниками умоляет отпустить ее. У нее дома грудной ребенок. Зал буквально замирает, когда мать произносит:

– Мои груди полны молока.

И зал начинает рыдать, когда ее ведут на расстрел, а мать произносит со всеми оттенками, на какие только способна душа матери:

– Нет, нет, нет, ... Эти НЕТ и сегодня стоят у меня в ушах.

Это было удивительно. Режиссер не был профессионалом, и артисты не учились актерскому мастерству, – и заставить рыдать зал!


 




                           Спустя много-много лет Любочка получила письмо от Юлии Вильевны Лихачевой, своей многолетней подруги. Вот ее письмо: 

Любонька, родная моя!

Приближение красивой даты, отмечающей радость твоего присутствия на Земле («...все мы немного у Жизни в гостях...») для всех, кто тебя, прости, 
видел

   (первое мое «вИдение» незабываемо – около 40 лет тому назад на   сцене Дома ученых – скорее в «Академии» ­ когда внешняя твоя красота была пронзена твоим голосом – молнией сверкнувшей глубиной тысячелетий (!) А ты всего произнесла: «Груди мои полны молока...»),

     знал, встречал, требует степеней превосходных (это всего лишь грамматический термин – «превосходная степень» - но уже красиво!)

            Как сказать о десятилетиях, которые отметила 
                                                                                «души высокая свобода,
                                                                                что дружбою наречена»?!
            Молчу благодарно и благоговейно. 

Арнольд был одновременно и режиссером, и актером. Он играл главную мужскую роль Искьердо, офицера, который и приказал взять первых попавшихся на улице людей заложниками, чтобы заставить революционера Монсерру, которого играл Леонид Шкутин, сказать, где скрывается Боливар. И Искьердо приказывал расстреливать заложников, одного за другим, - молодую девушку Елену, которую играла десятиклассница Лена Ширшова, актера (студент НГУ Владимир Штерн, купца (Сергей Кудрявцев), горшечника (студент НГУ Владимир Свиньин), Рикардо (инженер-электросетей Борис Ракитин), – и Монсерра видел, как уводят на казнь невинных людей, мы видели его душевные муки, и он чуть-чуть не дрогнул, но девушка, ценой собственной гибели, во-время остановила его. Монсерра так и не предал вождя революции Боливара.

Арнольд-актер, конечно, был бесподобен. Да и все актеры играли замечательно: Кроме уже названных – Геннадий Кайгородцев, Евгений Савин, Александр Чернобров, Владимир Федотов, Георгий Цикин.. Ни один не выпал из образа. Каждый обеспечил в полной мере достоверность происходящего на сцене. Спектакль прошел, что называется, на ура. Зал был полон и сопереживал. Это был совершенно потрясяющий спектакль. По самым высоким меркам. Был настоящий театр, без всяких скидок. И каждая роль была сыграна с мастерством.
                 О театре-студии заговорили как об явлении в культурной жизни Академгородка, а об Арнольде Пономаренко как о талантливом режиссере. Так появился и сразу полюбился всем наш академгородковский театр - театр-студия Пономаренко.

Купец - Сергей Кудрявцев


Юная актриса Елена Ширшова

                Потом коллектив сыграл этот спектакль еще восемь раз, в т .ч. в ТЮЗе и даже в поселке Ярки.








 

Актера играл Владимир Штерн (слева).
На снимке из газеты он с Монсерра (Леонид Шкутин)


          


Пресса спектакль заметила: появились положительные отклики.






          






 

Труппа после спектакля


           В США по пьесе «Монсерра» в 1971 режиссером Дэвидом Фридкиным был сделан телевизионный фильм. В Советском Союзе спектакль по этой пьесе был поставлен в Народном театре г.Николаева режиссером Николаем Трояновым в 1998, причем этот спектакль считался в этом театре этапным. Я понимаю, почему, - он очень и очень непрост. А я тогда, наверное, впервые понял какой огромный артистический потенциал скрыт в Любочке. Пойди она по этому пути – быть бы ей великой актрисой.

 

новые космические полеты

 

            На орбиту спутника Земли 14 июня 1963 года был выведен космический корабль «Восток-5». Его пилотировал летчик-космонавт подполковник В. Ф. Быковский.

            А через два дня в космос полетела женщина. Космический корабль «Восток-6» вышел на орбиту спутника земли. И пилотировала его Валентина Владимировна Терешкова.

            Освоение космоса продолжалось, но было такое ощущение, что Советский Союз спешит установить все рекорды, которые только можно зафиксировать.

Продолжение следует


Tags: Академгородок. 1963, Монсерра, Пономаренко, культура, театр-студия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments