Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Categories:

Академгородок, 1963. Часть 24. Турпоездка в ГДР. Пост 7. Лейпциг. Композиторы и церкви

Продолжение главы Академгородок, 1963.
Начало см. части  1   --   10,   11,   12,   13,   14,   15,   16,   17,   18,   19,   20,   21,   22,   23.  
См. также предыдущие главы: Академгородок 1959, 1960, 1961 и 1962 гг.




Лейпциг 

            Лейпциг был последним городом, где мы побывали. После почти полностью разрушенного Дрездена мы попали в город, где уцелели тоже далеко не все здания. Например, разрушены были все четыре театра. Английская авиация бомбила Лейпциг с 1943 года. Но следов войны здесь мы увидели значительно меньше. Они были, конечно, но за 18 лет, прошедших после войны, часть зданий была восстановлена, а другие здания были полностью снесены, а на их месте были разбиты скверы. 
            В целом, если Дрезден своим видом напоминал о войне, то Лейпциг выглядел абсолютно мирным и спокойным. 

            Город был знаменит выдающимися поэтами, музыкантами и учеными. Наша программа была обширной, насыщенной и очень интересной.

Гете о Лейпциге

             Иоганн Вольфганг фон Гёте, поэт и мыслитель, живший в Лейпциге, писал о нем  в «Фаусте» так: 





 А Лейпциг — маленький Париж.
 На здешних всех налет особый,
 Из тысячи нас отличишь.


Лейбниц, Герц, Гейзенберг, Ницше


               Вот знаменитый Лейпцигскй университет, где в середине 17 века учился философ и математик Готфрид Вильгельм фон Лейбниц.

В Лейпциге жил и работал знаменитый физик Густав Людвиг Герц, чьим именем названа единица частоты. И здесь жил знаменитый физик 20 века Вернер Карл Гейзенберг, создатель матричной квантовой механики.

С Лейпцигом связано имя Фридриха Вильгельма Ницше, философа, представителя иррационализма в философии. К которому не раз обращались идеологи нацизма.

               Боже, какие имена!!

Вагнер

Здесь в 1813 году родился Рихард Вагнер, великий оперный композитор, дирижёр, драматург, бывший любимым композитором Гитлера. Музыкальный мистицизм Вагнера был созвучен мистическим воззрениям фюрера. Приведу одну цитату с сайта Георгия Волошина:

«Лоэнгрин» Вагнера погрузил его [Гитлера] в настоящий транс. Красота и мощь оркестровки, магическое действие, разворачивающееся на сцене, были подлинным колдовством, которое перенесло Гитлера в мир мистических чудес. С этих пор Адольф не оставлял театра, где магическая музыка Вагнера, насыщенная древним символизмом и архетипами, давала переживание потустороннего и пробуждала в душе яростные и темные силы».

Обширная публицистика Вагнера способствовала распространению антисемитских взглядов в Германии и в дальнейшем повлияла на формирование идеологии национал-социализма.

Музыка Вагнера, безусловно останется в веках. Мне она нравится, и я с удовольствие слушаю его «Тристана и Изольду», «Лоэнгрина», «Тангейзер» и цикл «Кольцо Нибелунгов». Но в Советском Союзе Вагнера почти не исполняли, и все это я впоследствии услышал в Нью-Йорке в Метрополитен-опера.

Бах, церковь св. Фомы и органы

  





               И все же Лейпциг остался в моей памяти, как город Иоганна Себастьяна Баха, великого композитора. 

              




               Именно здесь в церкви Св. Фомы мы с Любочкой слушали его органную музыку.

Иоганн Себастьян Бах работал в церкви Святого Фомы с 1723 по 1750 гг. Церковь была построена в XIV веке. Она прославилась и хором мальчиков, существующим уже многие столетия.















Органы времен Баха не сохранились. Орган, который мы с замиранием сердца слушали в западной части церкви был выполнен Вильгельмом Зауэром в 1889 году (на снимке справа).

А в южной ризнице были выставлены инструменты времен Баха: две скрипки, альт, контрабас, виолончель и две литавры.
              В 2000 году – к 315-летию со дня рождения и 250-летию со дня смерти И. С. Баха Геральд Вёль создал орган — копию инструмента, бывшего в церкви Св. Фомы в первой половине XVIII века (на снимке слева). 
             А в 2006 году в церкви появился новый инструмент Геральда Вёля — переносной портативный орган для исполнения бассо континуо.

Днем в алтарной части южной стороы мы видели великолепные витражи, два из которых посвящены великим музыкантам, чьи имена связаны с этой церковью: Баху и Мендельсону.

В церкви Святого Фомы церковным хором в течение 27 лет руководил сам Иоганн Себастьян Бах. На маленькой площади перед церковью находится памятник Баху, а рядом с церковью — его музей.
               Церковь Святого Фомы видела много разных событий:
– в 1789 году на органе в церкви играл Моцарт;
– в 1806 войска Наполеона хранили в церкви боеприпасы;
– в 1813-1814 годах во время «Битвы народов» церковь стала лазаретом;
– а в 1841 году Феликс Мендельсон-Бартольди исполнил здесь на органе баховские «Страсти по Матфею». К тому времени Бах был уже полузабыт;
– 4 декабря 1943 года колокольня пострадала от фугасных бомб. 
 

Церковь св. Николая и "демонстрации по понедельникам"

Мы побывали и в церкви Святого Николая — самый большой и одновременно самой древней Лейпцига. Она была построена еще в 12 веке, когда Лейпциг (он тогла назывался городом Святого Николая) был только основан. Святой Николай – покровитель торговцев, и церковь расположена на пересечении двух главных торговых улиц. И сегодня Лейпциг называют городом ярмарок – здесь проходят ежегодные Лейпцигские ярмарки.

Церковь Святого Николая была построена в романском стиле, но в начале 16 века она была перестроена – ей добавили готические элементы, в последующем ее перестраивали еще не раз, но последующие перестройки были выдержаны в неоклассическом стиле. В 16 веке эта церковь стала протестантской. 

Имя церкви святого Николая вновь загремело в 1989 году, когда она стала первым центром «демонстраций по понедельникам». Именно здесь в этой церкви 4 сентября 1989 года собрались жители Лейпцига, требовавшие права свободного передвижения за границу и права избирать демократическое правительство. После службы демонстранты вышли на прилегающую к церкви главную площадь города, Августус-плац. Потом они пошли по улицам вокруг старого города к зданию местного отделения Штази. Вскоре жители и других городов ГДР стали по понедельникам проводить мирные демонстрации протеста против существующего режима.           
                Эти демонстрации продолжались вплоть до объединения Германии.
 

Феликс Мендельсон

Дом-музей Феликса Мендельсона расположен по адресу Гольдшмидт-штрассе 12. Это единственный сохранившийся дом, в котором когда-либо проживал великий композитор, и именно здесь он умер 4 ноября 1847 года. Среди экспонатов музея мебель и личные вещи композитора и его семьи, в том числе музыкальные инструменты и бюсты его «героев»: Баха и Бетховена. Несколько комнат воспроизводят обстановку дома такой, какой она была при жизни композитора, в том числе гостиная, «голубой» музыкальный салон и рабочий кабинет композитора, а в других комнатах выставлены документы, рассказывающие о жизни, творчестве и семье Мендельсона. 
               Феликс Мендельсон родился в 1812 году в семье еврейского банкира, а его дед, Моисей Мендельсон был известным еврейским философом: в молодые годы он даже участвовал в конкурсе философских эссе против Канта – и выиграл! Музыкальный талант Феликса Мендельсона проявился рано, и его родители постарались дать ему наилучшее образование. Но в 1812 году семье пришлось бежать из родного Гамбурга в Берлин, а когда Феликсу было 7 лет, родители крестили его и всех остальных детей. Правда, этот уход от еврейства мало помог Феликсу, который стал главной мишенью антисемитской статьи Рихарда Вагнера «Евреи в музыке». 
               Но Феликс Мендельсон был не только талантливым композитором, но и, как мы бы сказали сегодня, активным общественником-энтузиастом. Он приложил много усилий для создания консерватории в Лейпциге, для улучшения оплаты труда музыкантов оркестра Гевандхаус, которым он много лет руководил, а кроме того заслугой именно Феликса Мендельсона является возрождение интереса к музыке Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Дело в том, что до середины девятнадцатого века было принято исполнять музыку современников, а не предшественников, и современное увлечение музыкой прошлого обязано именно Феликсу Мендельсону.

Продолжение следует

Tags: Академгородок. 1963, турпоездка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments