stroler (stroler) wrote in academgorodock,
stroler
stroler
academgorodock

Categories:

ГЛАВЫ ИСТОРИИ СИБАКАДЕМСТРОЯ

(Начало см.http://community.livejournal.com/academgorodock/3450.html)

А начиналось всё так:

Годом своего рождения сибакадемстроевцы считают 1948-й. Именно тогда в Новосибирске появилась их первая строительная организация, в соответствии с духом времени и определёнными для неё задачами получившая «кодовое» название «Почтовый ящик 53».

Для советских людей, живших в ту эпоху, это было привычно и не вызывало никаких вопросов – тогда изрядная часть взрослого населения страны трудилась в «почтовых ящиках». У современного читателя такое «засекречивание» строительной организации может вызвать недоумение. И потому придётся пролить до некоторой степени свет и на пресловутый «дух времени» и на определённые первым строителям «Почтового ящика 53» задачи.

1948-й был третьим послевоенным годом. И разгаром холодной войны, когда недавние союзники по войне с фашистской Германией, а затем и с Японией, «большая четвёрка» - СССР с одной стороны, а США, Франция и Великобритания – с другой, продолжили послевоенный передел мира. США, продемонстрировав в конце войны всему миру «козырь» устрашающей силы в японских городах Хиросима и Нагасаки, использовали своё обладание атомной бомбой как инструмент политического давления на СССР, принуждая его при переделе мира быть более сговорчивым и склонить к уступкам в пользу США. Советский Союз безуспешно пытался через ООН и Совет Безопасности запретить применение атомного оружия и положить конец работам по его совершенствованию. В июле 1946 года США взорвали ещё две атомные бомбы на атолле Бикини (Маршалловы острова) – одну в атмосфере, над группой кораблей, на высоте 300 метров, другую – в воде, на глубине 10 метров.
Для руководства СССР становилось всё более очевидным, что уровнять позиции в политическом противостоянии можно единственным способом: создать собственную атомную бомбу и тем самым лишить США монополии на разговоры и действия с позиции силы.
В своей книге-исследовании «Сталин и бомба (Советский Союз и атомная энергия 1939-1956)», переведенной с английского в Новосибирске в 1997 г. и опубликованной издательством «Сибирский хронограф», её автор Дэвид Холловэй писал:
«Для создания бомбы нужно иметь атомную промышленность. Это невероятно трудная задача для страны, так сильно пострадавшей в войне. Но Сталин хотел иметь бомбу как можно скорее и был готов не постоять за ценой. Создание атомной бомбы оказалось задачей, к решению которой сталинская командная экономика подходила наилучшим образом. Этот проект напоминал крупнейшие строительные проекты 30-х г.г. – город стали Магнитогорск или Днепрострой, знаменитую плотину на Днепре. Это было героическое предприятие, на которое нужно было мобилизовать ресурсы всей страны, включая лучших учёных и руководителей производства, а также заключённых ГУЛАГа. Проект стал своеобразной комбинацией лучшего и худшего в советском обществе – полных энтузиазма учёных и инженеров, получивших образование при советской власти, и заключённых, живших в нечеловеческих условиях лагерей».

14 октября 1948 года в Главпромстрое МВД СССР был подписан приказ об образовании строительного управления № 600 («Почтовый ящик 53»). Предшествовавшее этому приказу Постановление Совета Министров СССР объясняло смысл образования новой строительной организации и ее предназначение – строительство предприятий и объектов начинавшей создаваться атомной промышленности Советского Союза.

Первым подобным строящимся объектом стал завод №250 -нынешний Новосибирский завод химических концентратов (НЗХК). Под его строительство передали площади начавшего было строиться на северо-восточной окраине Новосибирска автомобильного завода по производству тяжелых грузовиков. Тем самым сразу «убили двух зайцев»: получили относительно подготовленную под строительство большую площадку – с бараками и пятью возведенными цехами, что в условиях лесистой и сильно заболоченной местности было немаловажно, и сбили с толку тех, кто мог бы проявить интерес к возводимому в условиях строжайшей секретности объекту – пусть себе думают, что тут продолжается строительство автозавода! Место было, к тому же, неподалеку от железной дороги, что являлось очень важным преимуществом перед также рассматривающимся вариантом места строительства этого предприятия - в Красном Яру, чрезвычайно малонаселённое, отдалённое, укромное от лишних глаз и, разумеется, немедленно взятое под усиленную охрану ещё на дальних подступах.

Ещё одна особенность стройплощадки: попасть на неё из города приходилось долгим кружным путём, так как нынешний путь от Учительской до завода был тогда перекрыт совершенно непроходимым и не поддававшимся осушению болотом. Это была настоящая прорва- сколько и чего ни кидай в неё – всё погружалось в трясину. Трудно себе представить, проезжая сегодня по заасфальтированному шоссе от Учительской к заводу, скольких трудов и материалов стоила одна только эта дорога.

Весной и осенью заболоченные подъезды к стройплощадке становились настоящим бедствием –автомашины буксовали, погружаясь в раскисшую жижу на дороге, моторы глохли – выручал поначалу немногочисленный парк «гужевого транспорта», преимущества которого оценили и конный парк увеличили до 250 лошадей.

Выбор места для строительства завода НЗХК, называвшегося тогда разумеется, не «НЗХК», а «Завод № 250» и ещё долгое время впоследствии «Почтовый ящик 80», осуществила специально прилетевшая из Москвы 9 октября 1948 года группа специалистов и генералов МВД во главе с Председателем комитета по атомной проблеме Л.П.Берия.

Уже на следующий день автозавод, успевший выпустить всего 2 грузовика «новосибирского производства» был закрыт и его оборудование начали вывозить в Минск, где он и стал крёстным отцом будущего БелАЗа. Специалисты автозавода вынуждены были уезжать в другие города, где существовало автопроизводство. 68 автозаводцев, прошедших специальную проверку, стали работниками нового строящегося предприятия. Его площадка выходила далеко за рамки территории автозавода, захватывая немалые территории, занимаемые лесами и болотами.

(продолжение следует)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment