stroler (stroler) wrote in academgorodock,
stroler
stroler
academgorodock

ГЛАВЫ ИСТОРИИ СИБАКАДЕМСТРОЯ

(Нвчало см. http://community.livejournal.com/academgorodock/3450.html ,
http://community.livejournal.com/academgorodock/3805.html#cutid1)


Первая стройплощадка

И вскоре там, где ещё недавно можно было встретить лишь редких охотников на уток, появился целый городок из брезентовых военных палаток - в распоряжение п/я 53 было откомандировано 7 тысяч военных строителей, первыми прибывших на площадку. И закипела работа. О том, как трудно было первостроителям, сохранились воспоминания ветеранов. В Сибири лёгких строек вообще никто припомнить не сможет, но эта была исключительно трудной. Один из тех военных строителей, полковник М.С.Серых вспоминал, что работать приходилось в 3, а то и в 4 смены, без выходных и отпусков, в экстремальных условиях. Едва отогреваясь у костров в лютые сибирские морозы и ночуя в обледеневших палатках. При острой нехватке питания, тёплого и специального обмундирования. При полном отсутствии средств механизации – на вооружении строителей был лишь ручной инструмент: кирки да лопаты, ломы и тачки, да и того зачастую не хватало, а рабочих рук всё прибывало.

В таких условиях не обошлось, разумеется, без привлечения к работам «зауральских комсомольцев» - «зэ ка», заключённых. На территории НЗХК и сегодня сохранился исторический железнодорожный тупичок, на котором стоял паровоз c двумя вагонами - энергопоезд, оповещавший своим гудком начало и конец очередной смены.

Ветераны стройки утверждают, что в книге Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» описана точная картина начала строительства НЗХК, абсолютно все детали совпадают: и гудки стоявшего вот здесь энергопоезда, и на пригорке кирпичный корпус ТЭЦ-4, тогда ещё строившейся –«ТЭЦ стоит на бугре, а за ней зона кончается…», и недостроенные корпуса авторемонтных, и «инструменталка», и всегда протопленная вахта, где вахтенный круглосуточно сторожит доски. толь да арматуру – чтобы не растащили...

«Далеко видно с верха ТЭЦ: и вся зона вокруг заснежённая, пустынная (попрятались зэки, греются до гудка). И вышки чёрные, и столбы заострённые, под колючку. Сама колючка по солнцу видна, а против – нет. Солнце яро блещет, глаз не раскроешь. А ещё невдали видно – энергопоезд. Ну, дымит, небо коптит! И – задышал тяжко. Хрип такой больной всегда у него перед гудком. Вот и загудел. Не много и переработали…»

Те самые «вышки чёрные и столбы, заострённые под колючку» - иными словами забор, окружающий стройплощадку, стал первым строящимся объектом на НЗХК.
Установку «колючки» вокруг возводимого предприятия осуществлял с помощью пилы и кувалды – по его собственному признанию – Виктор Фёдорович Кириндас , в дальнейшем известный на НЗХК как один из самых талантливых инженеров. Деревянный забор окружил первые 40 гектаров – из 240 га, отведённых под строительство.

Параллельно строителями решался целый ряд первостепенных задач по созданию вспомогательного производства, транспортного цеха, подъездных и железнодорожных путей (предприятию была передан участок железной дороги с подвижным составом) а также по реконструкции бывших цехов автозавода. Последние отапливались либо стоящим в тупичке паровозом, либо бочками с горящей соляркой, отчего все ходили с головы до ног в саже. В этих «по чёрному» отапливаемых корпусах к тому же была невероятная теснота и скученность. В корпусе, который сегодня называют «зданием 73» располагались и дирекция завода, и его бухгалтерия, и общежитие молодых специалистов, и грелись у бочек тут же работающие заключённые - их называли «спецконтингентом»… Сколько их перебывало на этой строительной площадке – сейчас выяснить невозможно. Автор статьи «Строительное производство Новосибирска» в энциклопедии «Новосибирск» сообщает: «Помимо вольнонаёмных, в промышленном и гражданском строительстве работало ещё 11 тысяч заключённых и около 5 тысяч военнопленных, не учитываемых официальной статистикой» .

В приложении № 5 к приёмо-сдаточному акту автозавода от 15 октября 1948 г. записано:: «В декабре 1946 г. во время сильного бурана в средней секции корпуса 1 (ныне корп.3 НЗХК –А.Р.) обрушилось деревянное перекрытие на протяжении 70 м. До настоящего времени перекрытие не восстановлено… Уцелевшая часть корпуса используется под лагерь» . Под лагерь для «спецконтингента» , вероятно, использовался не только этот корпус. Кроме того, заключённых
приводили на работу на стройплощадке из другого крупного лагеря, расположенного в районе нынешней ул. О.Дундича. И возможно, не только оттуда. В лагеое на О.Дундича тогда сидел - и соответственно привлекался к строительным работам - арестованный в Ленинграде и оставшийся после реабилитации до конца своей жизни в Сибири будущий чудесный детский писатель , артист и поэт, почётный гражданин Новосибирска Юрий Михайлович Магалиф.,

(продолжение следует)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment