stroler (stroler) wrote in academgorodock,
stroler
stroler
academgorodock

Categories:

ГЛАВЫ ИСТОРИИ СИБАКАДЕМСТРОЯ

(Нвчало см. http://community.livejournal.com/academgorodock/3450.html ,
http://community.livejournal.com/academgorodock/3805.html#cutid1 ,
http://community.livejournal.com/academgorodock/4027.html )


Ветеран НЗХК В.Новинский вспоминает картину, увиденную им в 1951 году возле заводоуправления, находящегося на нынешней улице Б.Хмельницкого: «Вокруг строительные зоны. Железная дорога проходит прямо вдоль улицы. В утреннее и вечернее время по ней шли под усиленным конвоем длинные колонны заключённых» .

«Руководил всем строительством и реконструкцией бывший красногвардеец Семён Николаевич Пыжов, который, несмотря на бурную революционную молодость, всё-таки не стал профессиональным большевиком, а после освобождения Новониколаевска от Колчака работал в строительных организациях города. На его счету строительство крупнейших в Новосибирске зданий», - пишет сотрудник музея НЗХК А.А.Павлов в очерке «Так начинался завод».

С удовольствием добавлю, что «на счету» С.Н.Пыжова,,в юности первого комиссара новониколаевских красногвардейцев, есть довольно любопытный эпизод биографии, характеризующий его как мужественного и порядочного человека – в 1928 году он спас от неминуемого ареста, укрывая на станции Ингаш Красноярского края своего друга и сослуживца - строителя элеваторов, а ныне известного всему миру учёного- теоретика космонавтики Ю.В.Кондратюка-А.И.Шаргея, чем способствовал завершению последним вошедшего в историю науки труда «Завоевание межпланетных пространств». Уходя на фронт, Ю.В.Кондратюк передал в семью С.Н.Пыжова на хранение свои книги (среди которых была дарственная от К.Э.Циолковского) и рукописи. Об этом ещё в 70-е годы рассказала мне дочь Семёна Николаевича Пыжова Алевтина Семёновна. В моей книге "Траектория судьбы" глава "1928 год" полностью посвящена тем далёким событиям.

Что же касается того, что С.Н.Пыжов «руководил всем строительством», то это – изрядная натяжка.
С.Н.Пыжов был тогда помощником первого директора строящегося завода А.М.Малышева по строительству и быту. Как опытный строитель, он, разумеется, вникал во многие вопросы, помогал решить их. Но руководил строительством и реконструкцией всё-таки не он, а назначенный приказом Главпромстроя МВД СССР первым начальником строительной организации п/я 53 Сергей Иванович Погарский.
В 1950 году его сменил на этом посту Пётр Тихонович Штефан, в 1953 году начальником п/я 53 стал Николай Степанович Кучин.

А с декабря 1960 по январь 1963-го, то-есть до слияния п/я 53 с п/я 111 в «Сибакадемстрой» -– Иван Фёдорович Ткачёв.

Постоянно росло – за счёт жителей города и приезжих – и число «вольнонаёмных» строителей,
постепенно складывался профессиональный костяк будущей организации. Строить приходилось не только заводские корпуса и подсобные помещения, но и – параллельно – так называемый «соцгород» с жилыми домами для будущих работников завода, с объектами соцкультбыта – продовольственными и промтоварными магазинами, больницами, аптеками и поликлиниками, школами и дошкольными детскими учреждениями, клубами и кинотеатрами. Сравнивая сегодня застройки улицы Жданова с более поздними – хотя бы с той же улицей О.Дундича, а ДК им. М.И.Калинина, например, с кинотеатром им.В.В.Маяковского - кажется, что строили их совсем разные организации. Но нет, организация строила одна, просто эпохи разные…

Уже через год, в 1949 году, для завода «Химконцентратов» в эксплуатацию были сданы первые производственные площади и 1841 кв. м жилья. В 1950 году – 9100 кв. м жилья и школа. В 1951 году – 25000 кв. м жилья, школа и 5 детских дошкольных учреждений…

Ветеран завода, в конце 90-х годов – мастер участка цеха № 25 В.Ф.Сидоров рассказывал автору этих строк, как ему было поручено в 1951 году доставить в Москву первую продукцию завода, полученную в первом построенном цехе !№8):
"Её везли, как величайшую драгоценность, хотя и в обычном купейном вагоне… Вы не бывали в Мавзолее? Я был там два раза и запомнил: у изголовья и в ногах ленинского саркофага стоят по два часовых. Так вот, здесь было нечто похожее. Посреди вагона стояла укрытая бархатом тумбочка, а на ней стоял, также обшитый бархатом, маленький ящичек с первой продукцией завода. По обе стороны возле этого своеобразного «постамента» стояло по два солдата с карабинами. Через купе и в тамбурах стояли ещё по два солдата. Посторонних в вагоне, разумеется, никого не было. Это была первая продукция завода, которая была так нужна нашей стране… Тогда же на заводе прошёл митинг и было принято обращение к тем, кто будет трудиться на НЗХК в его пятидесятилетний юбилей. Обращение было замуровано в капсулах под двумя мемориальными досками, вмонтированными в стену на заводском корпусе № 73, с наказом: «Вскрыть 25 сентября 1999 г.»…

Впечатляющая нумерация заводских корпусов даёт, тем не менее, лишь слабое представление о масштабах и сложности возводимого строителями предприятия. Едва ли не каждый цех на НЗХК – это настоящий «завод в заводе» – со своими участками основного и вспомогательного производства, сложнейшими инженерно-техническими коммуникациями.

(продолжение следует)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment