Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Category:

Академгородок, 1965. Пост 38. Поездка в Болгарию (6). Великая Болгария. Три Болгарских царства

Продолжение. Начало см. Академгородок, 1965.
Посты: 1 -10, 11 - 20, 21 - 30, 31, 32, 33, 34, 35, 3637.
Предыдущие главы: Академгородок 1959, 1960, 1961, 1962, 1963 и 1964.

происхождение болгар – Великая Болгария

          История Болгарии богата событиями. Мне она показалась весьма необычной. Впрочем, возможно, необычна она только для меня, хотя и интересующегося историей народов Земли, но все же абсолютного дилетанта. Для историка великие переселения народов и смешение разных племен и рас, скорее всего, дело обычное. Мне же трудно запомнить десятки названий племен, которые совершенно необъяснимым образом меняют эти названия время от времени, иногда не оставляя никаких следов прежних имен. Но в последнее время меня радует, что свой вклад в происхождение народов начали вносить генетики.
          Выделяя гаплоидные группы, присущие народам и расам и прослеживая их процентное содержание в современных популяциях, проживающих на тех или иных территориях, они определяют, какие племена и народы внесли свой вклад в формирование этноса и когда это случилось. Все же, читая о том, что генетики определили, что какой-то найденный скелет принадлежит конкретному народу или расе, жившей в этой местности несколько сот или даже тысяч лет тому назад, меня всегда посещала мысль, а вдруг этот скелет не жителя данной местности, а его врага, который был здесь убит. Впрочем, генетики обращают внимание на достаточную выборку исследуемого генетического материала, чтобы достоверность результатов была соблюдена.
          Пытаясь установить происхождение народа, населяющего современную Болгарию, одни ученые считают, что это потомки жителей междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, которые, покинув свои места, двинулись на запад. Речь в данном случае идет о пра болгарах, пришедших на Балканский полуостров. Но так думают далеко не все.
          Средневековые источники прародиной болгар называют Имейские горы – древнее название горной системы, включающей Гиндукуш, Памир и Тянь-Шань. Иногда эти горы называют Имеонскими.
          В армянском географическом атласе VII века «Ашхарацуйц» говорится, что племя булхи, которое считают древним названием болгар, жило рядом с саками и массагетами. Булхами в этом атласе названы и современные автору болгары, жившие тогда на Северном Кавказе. 
         Наконец, до нас дошли труды Агафия Миринейского, — византийского поэта и историка, которого часто называют Схоластиком (адвокатом). Он жил в Константинополе в эпоху императора Юстиниана во второй половине VI века и, рассказывая о набеге на Константинополь болгарского хана Забергана в 558 году с болгаро-славянским войском, дал краткое описание древней истории «гуннов» (болгар), обитавших некогда в Азии за Имейской горой. Вот, что он пишет:
          Народ гуннов некогда обитал вокруг той части Меотидского озера (Азовского моря. МК), которая обращена к востоку, и жил севернее реки Танаиса (река Дон или Северный Донец. МК), как и другие варварские народы, которые обитали в Азии за Имейской горой. Все они назывались гуннами, или скифами. По племенам же в отдельности, одно из них называлось котригурами, другое – утигурами.
          Так что, по Агафию Миринейскому, гунны и скифы – это племенные союзы. Историки считают, что котригуры и утигуры – два самых крупных болгарских племени. И те, и другие называли себя болгарами. В расовом отношении большинство ученых считает их тюрками, но довольно многие, в частности, в самой Болгарии, – не тюрками, а индоевропейцами восточно-иранского происхождения. Но, как мы увидим дальше, все считают, что эти праболгарские племена все-равно потом смещались со славянскими. 
          Но если все же восточноиранского происхождения, то это решительно все меняет. Это тогда на самом деле индоевропейцы, те самые племена, которые жили на Южном Урале, потом ушли в Индию и Восточный Иран. И назвали они себя ариями. И гаплогруппа у них была R1a1. И язык у них был индоевропейской языковой группы.
          Праболгары расселились в IV веке на обширной территории – в прикаспийских степях и Северном Кавказе, а в VII веке под натиском хазар, другого гуннского племенного союза, продвинулись на запад уже до Дуная. 
          Но тут на востоке от хазар возник Великий тюркский каганат, который был создан, как полагают, еще одним из гуннских племен, – ашина. На западе же – на Среднем Дунае, – воинственные авары, которые раньше, вероятно, тоже входили в объединение гуннских племен создали свой Аварский каганат. Летописцы восточных славян помнили и впоследствии описали жестоких аваров. Но как только авары ушли дальше на запад, а Тюркский каганат в результате внутренних междоусобиц ослаб, болгары сумели создать свое государство – Великую Болгарию. Из истории известно, что главой этого государства был хан Кубрат. Об этом нам сообщают Византийские источники. 
          В 632 году Кубрат провозгласил независимость от авар и встал во главе Великой Болгарии. Её территория занимала Нижнее Прикубанье и Восточное Приазовье. По другим оценкам – земли от Ставропольской возвышенности и Фанагории (крупного греческого города на Таманском полуострове) до Южного Буга. Кубрат заключил дружественный союз с византийским императором Ираклием.
После его смерти (около 665 года), эта империя была разделена между сыновьями Кубрата.
          Старший сын Кубрата — Батбаян, оставшийся в Приазовье, стал данником хазар. 
          Другой сын, Котраг, под давлением хазар ушёл со своей частью племени вверх по Волге к Прикамью. Там впоследствии было основано государство Волжская Болгария.
          Третий сын, Аспарух ушёл со своей ордой за Дунай, где вместе со славянскими племенами, населявшими Балканский полуостров, основал Первое Болгарское государство. 
          Часто пишут, что смешение болгар «… со славянскими племенами и остатками местных фракийских племён» привело к возникновению нынешнего болгарского этноса.
          Таким образом, племя дунайских болгар (изначально прикубанских или даже прикаспийских), возможно не очень многочисленное, но организационно сплоченное, пришедшее (возможно, с другими славянскими племенами) на землю праславян-фраков, праславян-даков, праславян-гетов и других праславянских племен, дали новому этносу свое гордое имя болгар. Как славянские, так и тюркские корни этого нового этноса сегодня подтверждены генетическими исследованиями. 
          Имели ли дунайские болгары ту же гаплоидную группу, что и фраки, говорили ли они на близком языке, перемещаясь по Причерноморским землям и перемешиваясь по дороге с праславянскими племенами гетов, живших там в это время. Очень может быть. Может быть, именно поэтому смешение с местным населением Фракии происходило столь интенсивно и легко.
          История распорядилась так, что потомки болгар Северокавказских, Волжских и Дунайских пошли разными религиозными путями.
          Дунайские болгары в IX веке приняли христианство от Византии.
          Северокавказские теперь именуются балкарами и карачаевцами. Они живут в ущельях и предгорьях Центрального Кавказа и говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Их в России чуть больше 100 тыс. человек. Еще 40 тыс. живёт в Турции. Они мусульмане-сунниты. Процесс исламизации балкарцев начался в XVII веке.
          Волжские болгары в Х веке приняли ислам от Багдадского халифата. Чуваши, которые претендуют на то, что они являются тоже потомками праболгар, ислам не приняли и сохраняли язычество до XVIII века. Сейчас они христиане. Некоторые ученые считают, что чувашский этнос входит в угро-финскую группу народов.

Волжские болгары (булгары) –Казанское ханство

          Кто знает, может быть, в те отдаленные времена еще до нашествия татаро-монгол на Русь и Волжскую Болгарию, восточные славяне и Волжские болгары говорили на близких языках? Антропологи и письменные источники говорят, что волжские болгары были белолицыми и блондинами (или рыжими). Многие ученые считают, что они были славянами и говорили на одном из славянских наречий. Правда, другие считают, что они говорили на тюркском языке. Хотя за тысячелетние перемещения между Восточным Ираном и средней Волгой (прикамьем) племена могли сменить язык, ну, хотя бы в результате длительного соседства с кыпчаками. Вот одно из утверждений, что их язык был тюркским – цитаты из статьи Ю.К.Бегунова http://bulgarizdat.ru/book101.shtml 
          … Татары [казанские. МК] считали, что их деревни заложены выходцами из Булгара, что их деды, прадеды являются булгарами и нередко, вплоть до ХХ в., называли себя булгарами в противовес названию татар, которое насаждалось с трех сторон: со стороны влившихся в состав населения Казанского ханства мишарей-татар, со стороны русских, которые называли почти всех восточных соседей татарами, и со стороны тех, кто именем татар стремился показать свое величие. В том, что татары почти до ХХ в. упорно называли себя булгарами, нет никакой политической подоплёки. Этому народ никто не учил, ведь не было ни учебников по истории, ни руководств, в медресе тогда не изучался ни родной язык, ни история народа, там ограничивались обучением арабскому, персидскому или турецкому языкам и общемусульманской истории. Официальная пропаганда была глубоко заинтересована в насаждении этнонима татар. Следовательно, сведения о том, что татары являются в основном прежними булгарами, сохранились в памяти народа.
          Здесь уместно будет сказать, что в арабском языке нет буквы “o”, поэтому те, кто пользовался их письменными источниками, перевели название народа “булгар”.
          В этой же статье приведено еще одно свидетельство современника болгар. 
          В 1183 г. владимирский князь Всеволод перед походом "на Булгары" сообщил киевскому князю Святославу: “Половцев же призывать не хочу, ибо они с болгары язык и род един”.
          И наконец, еще одно доказательство, приведенное там же:
          … Современные татары и балкары, имеют почти один и тот же язык, во всяком случае, хорошо понимают друг друга. Но после VII в., т.е. разделения общих предков на три группы, балкары и булгаро-татары не имели ни территориальных, ни экономических связей. То, что языки татар и балкарцев так близки друг другу, объясняется, очевидно, общностью исторических корней, восходящих к языку протоболгар.
          И, наконец, моя заключительная реплика по поводу Волжских болгар:
          Впоследствии волжские болгары были завоёваны в XIII веке татарами – Золотой Ордой, которые тоже вскоре приняли ислам. В XVI веке это государство, которое стало называться Татарским (или Казанским) ханством, в результате упорной борьбы было завоевано первым царем всея Руси Иваном Грозным — христианским Московским государством.
          И хотя автономная республика в составе России сейчас называется Татарстан, при переписи населения еще в 30-е годы многие жители записывались как болгары (булгары). Сейчас, через 80 лет, таких уже много меньше.

Болгарские царства на Балканах

          Первое Болгарское царство, просуществовало в практически непрерывных войнах с Византией, иногда успешных, иногда нет, иногда даже в союзе с Киевской Русью более 3-х веков. 
          Хан Крум в начале IX века разбил армию императора Никифора, погибшего в этом бою. Болгария в этот период расширила свои земли вплоть до реки Тисса, за которой находились мадьяры, и до реки Днестр, которая отделяла Болгарию от печенегов. На юге болгары достигли гор Рила и Родопы.
          А в первой половине X века в период правления царя Симеона Великого Болгарское царство достигло апогея своего политического и территориального могущества. Были захвачены Македония и Сербия, а также часть Греции. Теперь Болгария имела выход не только к Черному морю, но и к Эгейскому и Ионическому. Правление царя Симеона Великого называют началом “золотого века болгарской литературы”.
          В 968 году киевский князь Святослав, который тогда был союзником византийского императора Никифора Фоки, занял северо-восточную часть Болгарии. Но потом рассорился с ним и заключил союз с болгарским князем Борисом II. Византийская армия действовала успешней. Она вытеснила дружину Святослава и победила болгар. 
          Затем византийский император Иоанн Цимисхий захватил в плен царя Бориса и установил контроль над северо-восточными областями Болгарии. Несмотря на то, что царь Самуил успел вернуть большую часть территории Болгарии, после его смерти в 1018 году, Болгария была покорена Византией.
          Период порабощения Византией – это тяжелое время для болгарского народа. Византия была в это время слаба, и не могла защитить население ни от набегов печенегов, ни от походов крестоносцев в конце XI и XII веках. 
          После захвата Болгарии Византией город Средница стал называться Триадица, что в переводе означает «среди гор». И только после освобождения Болгарии от византийской зависимости в 1185 году город получает имя София. Название города связывают с древней церковью «Святой Софии», которая и сейчас стоит неподалеку от Собора «Святого Александра Невского». Но столицей Второго Болгарского царства после освобождения стала не София, а город Велико-Тырново. Это было Второе Болгарское царство.
          В 1054 г. произошел раскол единой христианской церкви на католицизм и православие.
          После гибели Западной Римской империи Восточная просуществовала еще 1000 лет. Но в середине XV века пала и она. Ромейская империя – Византия прекратила свое существование, а ее столица, город Константинополь был взят и разграблен турками-османами в 1453 году. Турки переименовали его в Стамбул. Величественная церковь Святой Софии была переделана в мечеть. 

























          Страна была разграблена, жители частично перебиты, частично обращены в мусульманскую веру. 
          Болгарию турки-османы захватывают еще в конце XIV века. Они казнят последнего царя Ивана Шишмана, а Софию делают вторым после Константинополя османским городом в Европе.
          500 лет болгары находились под игом турок, время от времени восставая против угнетателей. 
          Были разрушены монастыри и церкви. Некоторые стали мечетями. Вытесненные из плодородных равнин болгары ушли в горы. Большую часть их заставили принять ислам. А те, которые отстаивали свою христианскую религию, были подвергнуты беспощадной эксплуатации в виде тяжелых налогов, различных повинностей. "Рая", как называли турки порабощенных христиан, были обязаны платить и так называемый "кровный налог", т.е. отдавать маленьких мальчиков для обучения в турецкие казармы. После принятия ислама, они превращались в янычар, отборной части турецкой армии.
          Я не понял тогда и не понимаю и поныне, как им удалось сохранить свою религию, хотя многие православные храмы или были разрушены, или стали мечетями. Но борьба болгар за свое освобождение велась все эти годы.
          Сейчас, при подготовке этой части моих воспоминаний, наиболее интересный и полный материал об этом я нашел в статье Петра Петрова «По следам насилия: исламизация турками болгар» – http://mission-center.com/islams/ppetrov.htm. 
          Болгары не раз восставали против угнетателей, но турки жестоко расправлялись с восставшими. вот одно из описаний подавления восстания в селе Батак (http://orthodoxy33.wordpress.com/2011/04/15/mch_bg/). Описание несколько сокращено мною. 

          Во время Апрельского восстания 1876 года, которое подняло болгар на борьбу с османскими властителями, оно было особенно жестоко подавлено в Новосельском монастыре, где были убиты 2 священнослужителя и 8 монахинь, и в селе Батак, которое со времени насильственного обращения в ислам окрестного населения (XVII в.) на протяжении почти двух веков оставалось христианским островком среди мусульманских сел. 
          Во время подавления восстания в Батаке многие болгары заперлись в церкви Воскресения Христова и несколько дней мужественно отбивались. Но османы подожгли церковь, а через несколько дней обманом собрали и перебили случайно выживших детей и женщин — по разным данным от 1750 до 5000 человек. Трагедия в с. Батак получила название «Баташской бойни» («Баташко клане»)

          Это кратко… а если чуть подробнее:

          Мусульмане не могли войти в храм 3 дня, поскольку было много тел погибших, закрывавших дверь…
          Турки сделали отверстия в стенах храма и начали расстреливать всех, кто был внутри (в храме было очень много молодых женщин с детьми). 

          Чтобы расправиться с оставшимися, турецкий Ага приказал выпустить из ульев пчел, чтобы они ужалили мучеников, и кроме того, приказал палить солому, чтобы находящиеся в храме мученики задохнулись от дыма…
          На 3-ий день оставшиеся в живых вышли из храма т.к. поняли, что в храме они точно погибнут.
          Те кто вышел и не принял ислам, были публично обезглавлены.
          Множество женщин и девушек были жестоко изнасиловали и убиты.  



































          Болгары освободились от турок только с помощью русских войск в результате русско-турецкой войны 1877-78 гг. Тогда же София стала столицей сначала Княжества Болгарии, а потом, в начале ХХ века - столицей Третьего Болгарского царства.
          Но это уже почти современная история.

Продолжение следует

Tags: Академгородок. 1965, Болгария, Византия, Османская империя, освобождение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments