Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Categories:

Академгородок, 1965. Пост 39. Поездка в Болгарию (7). Рила. Пловдив. Троян

Продолжение. Начало см. Академгородок, 1965. 
Посты: 1 -10, 11
 - 20, 21 - 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 3738. 
Предыдущие главы: Академгородок 1959, 1960, 1961, 1962, 1963 и 1964 гг. 


Рильский монастырь


          Рано утром, не выспавшиеся, мы сели в свой автобус, и Мария объявила нам, что мы начинаем поездку по стране и сейчас мы едем в Рильский монастырь. Она очень рада, что мы его увидим, потому что он стоит, как бы в стороне от туристских маршрутов. Но увидеть его, - значит узнать душу болгарского народа.
          Она еще что-то говорила, но я уже спал, сидя на не очень удобном кресле хорошо знакомого львовского автобуса.  
           Наску вел автобус весьма быстро, и через пару часов мы уже въезжали во двор монастыря. 

          Монастырь Святого Иоанна Рильского основан в X веке и находится на высоте 1150 м над уровнем моря на северо-западе горного массива Рила в 117 км к югу от Софии в долине реки Рила.
          Святой Иоанн жил в пещере недалеко от нынешнего монастыря, а монастырь был построен его учениками. 
                   При царях Второго Болгарского царства монастырь быстро стал культурным и духовным центром Болгарии. XII - XIV века – период расцвета монастыря. Землетрясение, случившееся в XIV веке, разрушило монастырь Но вскоре его перестроили и превратили в хорошо укреплённую крепость. Это не помогло и в XV веке турки разграбили монастырь. От архитектурного ансамбля того времени до наших дней сохранилось немного: башня, названная в честь Драговола, местного феодала отстроившего монастырь после землетрясения, и маленькая церковь, примыкающая к ней. Кроме того, сохранились резные ворота и трон епископа.




























          На средства Русской православной церкви, в конце XV века монастырь был восстановлен, и сюда были перенесены мощи Иоанна Рильского.
          В течение 500 лет когда господствовали турки-османы, а христианская религия преследовалась и насаждалось мусульманство, монастырь выступал в роли хранителя болгарского языка и культуры. Дважды, один раз в XVIII и один раз в XIX веке, монастырь сгорал в огне пожаров, но каждый раз восстанавливался. Вся страна тогда собирала деньги. Современная территория монастыря приобрела нынешний облик именно тогда.
          На Внутреннем дворе монастыря расположены башня и главная церковь. 



























          Главный храм монастыря был построен в середине XIX века (архитектор Петар Иванович). 



























          Церковь увенчана 5 куполами, имеет три алтаря и два придела. В этой церкви расположены знаменитые фрески, в том числе и Захария Зоографа. Здесь же находятся и его иконы.









































      



          




























          Особую ценность представляет древняя библиотека. Она собиралась веками. Здесь нм показали хранилище ценнейших памятников болгарской письменности — около 250 рукописных книг XI—XIX вв., 9 тыс. старопечатных изданий, нотные записи, гравюры времени Болгарского возрождения (XVIII-XIX века).
          В музее, расположенном на территории монастыря, хранится и богатая коллекция икон, и произведения прикладного искусства, и культовые и этнографические предметы. На меня произвел впечатление Крест Рафаила. В течение 12 лет создатель этого шедевра монах Рафаил вырезал на деревянном кресте 104 религиозные сцены и 650 миниатюрных фигур. Этот шедевр был создан в 1802 году. 



















































          Я был совершенно ошеломлен силой духа народа, сохранившего на протяжении пяти веков свою культуру, язык, религию.
          Наскоро перекусив в каком-то ресторанчике, мы поехали дальше.

Пловдив

          О Пловдиве осталось в памяти, оказывается, не так уж мало.
          Во-первых, оказалось, что город был одно время столицей Восточной Румелии, отдельной части страны, оставшейся на какое-то время под властью турецкого паши. Сейчас он второй по величине город в Болгарии и считается ее культурной столицей. Это, во-вторых. И, наконец, это один из самых старых в Европе городов. Он старше Афин, Константинополя и Рима, ровесник Трои.
          Первое упоминание города встречается в конце 2-го тысячелетия до н.э.. Тогда фракийцы дали ему имя Эумолпиос (Эумоллиа).
          В 342 г. его завоевал Филипп II Македонский. Он переименовал город в Филипополис. Сохранились остатки амфитеатра Филиппа II Македонского. 
На снимке памятник Филиппу II и руины древнего амфитеатра.




























          Позднее фракийцы возвратили город себе и переименовали в «Пулпудеву». На древних бронзовых монетах этого периода можно встретить и другое название города – Одрис.
          Древнегреческий писатель Лукиан превозносил природную красоту Пловдива, расположенного на трёх холмах (Тримонциум) у подножия горного массива Родопы.
          Римляне, заняв Балканский полуостров, сделали город центром провинции Тракия и назвали Тримонтиум.
          Мы посмотрели многочисленные руины построек римлян. Большое впечатление на меня произвел античный театр. 



























          Он был построен еще римским императором Марком Аврелием во II веке. 


























                    Мария сказала нам, что это самая-самая впечатляющая постройка римского времени, сохранившаяся до наших дней. Мне все же подумалось, что римский Колизей более масштабен, хотя и разрушен более сильно. 
          Сейчас, после реставрации, античный театр используют для проведения фестивалей и представлений.
          Остатки городского форума, а также амфитеатр Филиппа II Македонского, стадион, базилики и термы сохранились с античных времен, как и многие жилые и общественные здания.
          В 815 г. город вошел в состав недавно появившегося Болгарского царства. В это время его называют Пылдин. Потом он много раз переходил от болгар к византийцам, пока в 1364 г. его не захватила Османская империя. Под властью турок он назывался Фелибе.
          Название Пловдив впервые встречается в XV в. Захваченный турками, он стал центром освободительного движения болгар. В 1878 г. турки были изгнаны русскими войсками, и Пловдив стал столицей Болгарии. Тем не менее, по Берлинскому мирному договору, который ревизовал Сан-Стефанский мирный договор по требованию западных держав, часть освобожденной Болгарии - область Восточная Румелия, - осталась под протекторатом Османской империи, и Пловдив стал ее столицей. Только в 1885 г. Восточная Румелия отошла к Болгарии, а в 1908 г. Болгария объявила об ее аннексии, и Пловдив окончательно вошел в состав Болгарии.  
          Город показался мне очень красивым. Но он и на самом деле очень красив. Возможно, это один из самых красивых городов Балкан. За красоту его исторического центра Пловдив называют городом художников. 


























          
          Описания его весьма поэтичны (http://www.geographicbank.com/photo7-3036-plovdiv-bolgariya):
          "Узкие средневековые улочки, величественные здания XIX в., изысканная резьба по дереву, расписные фасады старинных домов, уютные кафе и ресторанчики - это Пловдив, атмосфера которого, особенно ощутимая в Старом городе, привлекает сюда людей искусства и, прежде всего, художников. Старые кварталы Пловдива сочетают в себе все преимущества большого города с очарованием патриархальной старины, а сюжеты для картин можно найти буквально у порога дома". 
          Вокруг центра – остатки фракийской крепости. 



























          Узкие средневековые улочки и постройки XV—XIX в. 
          В северной части старого города находится холм Небет-тепе (холм охранников). На вершине холма располагалось древнее фракийское поселение, давшее начало городу. Здесь ведутся активные раскопки, обнаружены многочисленные фрагменты каменных стен и жилищ, и даже построенный в римские времена тайный ход в скале, ведущий из крепости к старому руслу реки Марицы.
























         

           Со времен турок сохранились мечети: «Джумая»
 


 

























и «Имарет». 

          



















































          Часовая башня, построенная в 1623 году, одна из древнейших в Европе. В 1812 году она была перестроена, а в конце XIX века туда были поставлены часы, изготовленные в Вене.  

























          В эпоху Возрождения были построены церкви Святой Недели, Святого Димитра и Святой Марины.  
          Церковь Святой Марины:

























         

          Очень растрогал меня памятник Алёше – советскому солдату - освободителю. Он стоит на одном из холмов и возвышается над городом.  

    










































 








         

          Когда в 1944 году Советский Союз объявил войну Болгарии, союзнику фашистской Германии, солдат и офицеров под командованием маршала Федора Толбухина встречали в Болгарии хлебом и солью, никто не оказал сопротивления советским войскам, их встречали как армию, победившую фашизм. Поэтому после войны в Болгарии появилось немало памятников солдатам и офицерам армии советского маршала. Но больше всего и болгары любили памятник «Алеше», воздвигнутый в Пловдиве.
          Несколько раз за последние годы его пытались снести. Вот, что написала об этом Светлана Коппел-Ковтун (http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=66):
          Вандалы обливали монумент черной краской. Мэр города Пловдива объявил Алешу своим личным врагом и поклялся разобрать этот «символ коммунизма». Когда стало ясно, что снести мраморный памятник будет трудно, мэр и его сподвижники решили переделать его в гигантскую бутылку кока-колы...
          Городское собрание депутатов, которое в свое время утверждало песню «Алеша» гимном Пловдива, решило снести памятник как символ оккупационной армии. Пловдивчане же встали на защиту «своего Алеши». Около памятника русскому воину-освободителю были организованы круглосуточные дежурства, на площади города одна за другой проходили демонстрации в его защиту. Русские ветераны, проживающие в Болгарии, пригрозили публично сжечь себя, если памятник Алеше будет уничтожен...
          Когда над каменным Алешей нависла беда, патриоты решили организовать сбор пожертвований, чтобы выкупить у мэрии землю, где расположен холм Бунарджика с памятником. 
          Пожилые болгарки сплели Алеше гигантскую «мартиницу», традиционный символ здоровья и долголетия, которую по обычаю подносят родственникам и друзьям 1 марта, и повесили ее на груди 17-метрового каменного исполина.
          А местная пенсионерка Ани Минчева всерьез надумала «усыновить» знаменитого Алешу. Дабы решить этот юридический казус, одинокая женщина наняла даже адвоката. Старушка хотела завещать Алеше свою квартиру в центре Пловдива. Бабушка Ани полагала, что денег, вырученных от аренды, вполне хватит для поддержания памятника советским воинам-освободителям в пристойном состоянии.
          Памятник отстояли…
          Сохранили болгары и многие другие памятники, проставленные в честь воинов-освободителей.
          В интернете можно найти такие, например, сообщения:
          Да, нашлись люди, предложившие снести памятник Советской Армии, который находится в самом сердце нашей столицы — напротив Софийского университета. Как и многие мои соотечественники, я счастлива, что мы сохранили его, не допустили надругательства не только над памятью советских солдат, но и над памятью нескольких поколений болгар. 
          Я до сих пор помню песню «Алёша», тронувшую тогда в далеком 1965 году мою душу: "Стоит над горою Алёша – в Болгарии русский солдат!" (http://www.youtube.com/watch?v=d2adqH6ixMo&feature=related):

          Более подробно о памятнике и песне «Алёша», а также о человеке, ставшем прототипом памятника – солдате Алексее Скурлатове – можно прочесть в http://dmpokrov.livejournal.com/34149.html.

город Троян

          В первые годы нашей эры на территории римской провинции Мизия через Балканы была проложена дорога для легионов римского императора Марка Улпия Траяна. Она до сих пор так и называется «Траянова дорога». Дорога была нужна для обеспечения снабжения римского войска. Траян был очень грамотный и обстоятельный человек, он обращал огромное внимание на эти вопросы. 
          Там, где дорога подходит к Балканским горам, было основано поселение, как одна из станций на Траяновой дороге. Дорога и дала название поселению, на месте которого сейчас находится современный город Троян.
          Я и раньше слышал о Траяне и Траяновой колонне в Риме, где по спирали снизу доверху высечены барельефы с его ратными подвигами. Кроме того, я знал о тяжелых войнах Траяна с Парфией. Знал о завоевании Аравийского полуострова. Знал, разумеется, и о том, что Траян разрушил александрийскую синагогу и жестоко покарал как евреев Александрии, так и Вавилона, выступивших против него.
          Войны Траяна с Дакией тоже известны, а следы этих войн, а, может быть, не войн, а их результат (поголовное уничтожение даков), отразились в устном и письменном народном творчестве, как славян, так и других народов, живших по-соседству.
          В «Слове о полку Игореве» видно, что Траян для славян со временем становится чуть ли не дьяволом. Для меня же эти следы являются еще одним косвенным доказательством, что даки были праславянами и, возможно, и предками восточных славян. Война с Дакией завершилась, по сути, геноцидом народа, – только в рабство было уведено более полумиллиона даков. И это осталось в памяти выживших поколений.
          Сегодня, благодаря сайту http://www.romana.su/publ/57-1-0-503.htm, история этих войн и личность императора Траяна освещены довольно полно. Описана и каждая фреска на Траяновой колонне. 
          Упоминая о колонне, некоторые удивляются, почему барельефы вырезаны высоко над землей, ведь снизу ничего не видно. А дело в том, что Траян, воздвигая колонну, построил вокруг неё здание библиотеки такой же высоты. Поднимаясь по спиральной лестнице можно было постепенно обозревать все фрески снизу доверху. Впоследствии библиотека разрушилась и была снесена. Колонна же довольно хорошо сохранилась.
          Нам показали Траянову дорогу, и мы, как будто, соприкоснулись с глубокой древностью – она была построена 1900 лет тому назад. . Еще раз подчеркну, что Траян прокладывал дороги к местам сражений, чтобы можно было быстро и легко снабжать свои легионы продуктами питания и необходимой амуницией, подбрасывать подкрепления. Он ставил крепости-станции на этих дорогах.
          Траян построил знаменитый мост через Дунай, который простоял несколько веков. 




































          Некоторые считают, что мост через Дунай был помстроен не Траяном, а дакийцами. возможно, Децебалом. а траян только воостановил его за два месяца, поскольку Децебал при отступлении сжег деревянны пролеты моста. Дакийской цивилизации строительство такого моста было вполне по силам.

          Траян прорубил дорогу в отвесной скале, чтобы добраться до столицы даков. вот такие скалы преграждали дорогу легионам Траяна:



     








          Сейчас эта дорога затоплена водами водохранилища, образовавшегося при строительстве ГЭС. В конечном итоге, именно тщательная проработка всез вопросов инженерного обеспечения армии и помогла ему одолеть неприступную столицу даков, выиграть войну и разрушить цивилизацию, на мой взгляд, не уступавшую римской. 

          Но вернемся к городу, куда привез нас автобус, городу Трояну. Как свидетельствуют археологические раскопки, люди здесь жили со времен палеолита. В бронзовую эпоху здесь было поселение фракийцев, и еще древнегреческий историк Геродот упоминал о фракийском племени кробизов, которые здесь жили. Археологи нашли остатки 15 крепостей разных эпох и несколько святилищ фракийцев, материалы периода железной эпохи, римского владычества, поздней античности и средневековья.
          Поселение Троян впервые появилось на карте 1660 года, составленной французским картографом Николя Сансоном.
          В начале XVII века был основан, а в середине XIX века  построен знаменитый Троянский монастырь с церковью Успения Богородицы и пятиэтажной башней-колокольней, третий по величине в Болгарии. Он стоит на склоне Старопланинских гор в 10 км от города в живописном месте на берегу речки черный Осым близ села Орешак.


























          Расписал его известный болгарский художник Захари Зограф. 




























          Город стоит на речке Белый Осым.




























          Во время освободительной Русско-Турецкой войны в 1977 году Троян был опустошен башибузуками за то, что население города оказало помощь русскому генералу Карцеву при прохождении через Балканы по Троянскому проходу. 
          Но троянцы вскоре возродили свой город из пепелища, и он быстро стал одним из процветающих болгарских городов.
         Башибузу́ками называли отряды турецкой иррегулярной пехоты времён Османской империи. Слово башибузук в вольном переводе с турецкого означает «больной на голову». Башибузуков обычно вербовали преимущественно в Албании и Малой Азии. Этим войскам правительств давало оружие и продовольствие, но они не получали жалованья. Свои разбойничьи наклонности они проявили в полной мере при подавлении Апрельского восстания в Болгарии и в русско-турецкую войну 1877—1878 годов.
          Троян называют городом синих слив и сливовой ракии. Каждую осень в Трояне проводится праздник слив и ракии. Я попробовал ракию. По вкусу она напомнила бренди. Ракия выдерживается в дубовых бочках до 6 месяцев. Мне сказали, что я пробовал обычную ракию, изготовленную на заводе. Но вот домашняя ракия может быть более крепкой — до 50 – 60 %. А есть еще ракия двойной дистилляции, она называется «перепеченица». Ее крепость может превышать и 60%



          Троян один из центров традиционных болгарских ремесел. В городе живут и работают искусные мастера резьбы по дереву и лепке из глины.

           Мало кто может устоять и не увезти на память глиняный горшок, изготовленный местными мастерами гончарного дела. 

           Вот и у нас в группе купили сразу 15 глиняных горшков. В дальнейшем были некоторые трудности в поездке. Пятнадцать горшков разместить в автобусе так, чтобы они не разбились в пути, трудновато.

Продолжение следует

Tags: Академгородок. 1965, Болгария, Пловдив, Рила, Троян
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments