stroler (stroler) wrote in academgorodock,
stroler
stroler
academgorodock

Categories:

ГЛАВЫ ИСТОРИИ СИБАКАДЕМСТРОЯ

(Нвчало см. 1,2 ,3,.4,5,6,7,8, 9, 10, 11, )

Строительство Академгородка Н.М.Иванов принял далеко не в лучшем виде. Сохраняя лесной массив, строители нередко впадали в другие крайности. Башенные краны, соседствующие с высокими соснами, порой стояли очень неудобно, угол поворота стрелы был узко ограничен, с тем, чтобы не повредить деревья. К объектам не создавались подъездные пути, а строительные материалы складывались как попало и куда попало. Порой не то что подъехать – подойти к объекту было весьма затруднительно. Темпы строительства тормозились, стройка уже имела более миллиона рублей убытков, что по тем временам было весьма существенно.

Иванову важно было убедить своих подчинённых в срочной необходимости обеспечить нормальные условия труда для строителей. И в один из дней генерал устроил командирам строительства «экскурсию» - посадил всех на автобус и на нём прокатил по всем объектам. «Ехали молча, не глядя друг на друга, - вспоминала А.В.Максимовская. - Картина взорам открылась безрадостная. А когда вернулись в Управление, Николай Маркелович спросил: «Ну, можно так работать?» И сам ответил: «Нет, нельзя». Всю последовавшую за «экскурсией» ночь по приказу генерала весь наличный механизированный парк Управления до зари разгребал завалы, сортировал и складировал стройматериалы, строил подъездные пути и подходы к объектам. Уже наутро стройка преобразилась.»

Но новый начальник не был полностью удовлетворён. Он понимал: за одну ночь хаос на стройке невозможно обратить в долженствующий порядок. И последовал новый приказ:
« – В течение недели выложить все подъездные пути дорожными плитами. Вывезти весь грунт, мусор, расчистить площадки. Где запороли фундаменты и кладку – разобрать и выставить как требует техническая документация.
Лаврентьев, узнав о первом распоряжении нового начальника стройки, ахнул, позвонил Иванову:
- Вам мало, что ваши предшественники срывали графики?! Теперь вы фокусничаете! Я требую продолжать работу!
- Требовать буду я, - услышал академик спокойный, но с тем же металлом в голосе ответ, - И отвечать буду я. Всё.»

Зная некоторые характерные особенности М.А.Лавреньева, можно предположить, что и от крепкого словца в этом разговоре академик не удержался. К концу назначенной недели встревоженный МА.Лаврентьев, как обычно, объезжая строительные площадки Академгородка, уловил явные перемены к лучшему. Отличные подъездные пути позволяли подъехать к площадкам вплотную и никто не тратил времени на долгие переносы привезённых материалов – их тут же аккуратно складировали неподалеку. Ящики с сухим цементом были укрыты, а работе кранов ничто не мешало. Не было прежнего ощущения беспорядка, расхлябанности, долгостроя, работа спорилась и поддавалась прогнозу: если так пойдёт и дальше – сдача объектов не за горами. На одной из стройплощадок академик встретил начальника строительства и , выразив своё удовлетворение увиденным, попросил не держать на него обиды. «Ничего, бывает»,- скупо усмехнулся Н.И.Иванов.

Чтобы свести к минимуму проблему завоза на стройплощадку необходимых конструкций, необходимо было в срочном порядке создавать и своё производство - собственные предприятия строительной индустрии. И Н.М.Иванов преуспел и в этом.

Первыми в Новосибирске строители п/я 111 освоили крупноблочное строительство. Завод крупных силикатных блоков и цех газобетона были построены в посёлке Матвеевка,, в различных районах Новосибирска и в Советском районе, где находился Академгородок появился целый ряд новых предприятий стройиндустрии, крупнейшие в СССР домостроительные комбинаты. Совместно с московским НИИ железобетона и бетона «Сибакадемстрой» первым в стране организовал производство и промышленное применение напрягаемого цемента для строительства гидротехнических и водоочистных сооружений.

Едва ли не первым в Сибири «Сибакадемстрой» освоил и применил производство предварительно напряжённых железобетонных конструкций больших пролётов, использованных, например, при строительстве моста через реку Иня. Из предварительно напряжённых балок по предложению инженера А.Е.Требесова были собраны стены и перекрытия рабочих залов с излучающими установками в Институте ядерной физики. Эта рационализация позволила значительно упростить проект, предусматривающий использование в этих целях обычного монолитного бетона полутораметровой толщины, сократила сроки строительства, дала значительный экономический эффект. Забегая вперёд, можно рассказать и о том, что когда впоследствии Новосибирский завод химконцентратов приобрёл у Института ядерной физики и установил в одном из цехов промышленный ускоритель для производства гелей в промышленных объёмах, то сибакадемстроевцы, уже имеющие опыт создания помещений для установок такого типа, легко и быстро построили для ускорителя безопасный участок.

Здесь следует сказать доброе слово о немалом вкладе в научные исследования, освоение и внедрение новых строительных материалов и технологий «правой руки» Н.М.Иванова – главного инженера «Сибакадемстроя» в 1959-1973 годах Абрама Моисеевича Вексмана. Под его непосредственным руководством и при деятельном участии осваивалось производство многих принципиально новых строительных конструкций, блоков, модулей. В частности А.М.Вексман руководил освоением изготовления крупных железобетонных конструкций методом вибропрессования с использованием шлакобетона, автоклавных армопенобетонных плит. По его предложениям было сэкономлено немало времени и средств. В частности, при сооружении резервуаров с чистой водой для водозаборных сооружений, А.М.Вексман предложил заменить предусмотренные проектом громоздкие и сложные в изготовлении конструкции из монолитного железобетона конструкциями резервуаров из сборного железобетона – собирать, заливая стыки бетоном на напряжённом цементе, обеспечивая таким образом монолитность резервуаров в целом.

А увлечение входящим в моду в начале 60-х годов материалом будущего – армоцементом вылилось в серию самых неожиданных его испытаний – была даже построена и испытана на Обском море лодка из армоцемента. О чём газета «Вечерний Новосибирск» сообщила в заметке с интригующим названием «Лодка из… железобетона».
Добрую память хранят в «Сибакадемстрое» и о талантливых инженерах-руководителях Г.М.Кузовлеве, И.Ф.Ткачёве, Н.А.Захарове, В.ИАбраменко, И.К.Чупрове, А.А.Дробынине…

«Сибакадемстрою», пожалуй, не в меньшей степени, чем проектировщикам, сибирские академические институты обязаны и тем, что их строительство было в большой степени унифицировано, индустриализовано. Так, если первые построенные институты Академгородка – гидродинамики, геологии и геофизики имели огромное количество типоразмеров, учитывающих сложное сочетание административных, производственных помещений, экспериментальных мастерских, приточных вентиляционных и трансформаторных подстанций, то в последующем строители , разделяя функциональные блоки зданий, вынося вентиляционную и трансформаторную систему в отдельный энергоблок, смогли унифицировать и «укрупнить» наиболее «популярные» строительные ячейки и модули.

(продолжение следует)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments