Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Categories:

Академгородок, 1966. Пост 14. Картинная галерея. Выставка Эль Лисицкого (2)

Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.
Начало главы см.: Посты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 1213.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты 1 - 20),
1960 (Посты
1 - 12), 1961 (Посты 1 - 29), 1962 (Посты 1 - 19),
1963 (Посты 1 - 29), 1964 (Посты 1 - 42), 1965 (Посты 1 - 62).



                                                                             Витебский период
 
 
Лисицкий в Витебске. 1919.


 

        По приглашению Марка Шагала Лисицкий в том же году переезжает в Витебск и возглавляет там архитектурный факультет Художественной школы (она была  создана на базе школы Иегуды Пэна), а также мастерские графики и печатного дела.








          Вид Витебска начала XXв. Замковая улица. Фотооткрытка

          О феномене Витебска того времени много говорят и пытаются осмыслить тот необычный взлет искусства, который связан с этим городом в послереволюционный период. Мне попались на глаза воспоминания Еремея Школьника, который учился в тот период в мастерской Иегуды Пэна. Они опубликованы в Интернет-журнале «Наше наследие»: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7518.php:
 
          Первая мировая война и Гражданская война непосредственно Витебска не задели. Население города значительно меньше испытывало голод и другие невзгоды, чем население Петрограда и других городов. Кроме того, Витебск не знал разрушений. Многие художники, музыканты из разных городов устремились в Витебск. В течение пяти-шести лет после революции город стал культурным и художественным центром. В Витебске были организованы консерватория под руководством профессора Штейна, знаменитого музыканта Малько, Художественно-практический институт, открыты библиотеки, клубы, школы.

          Витебское Народное художественное училище, одно время называлось Витебским художественно-практическим институтом

          Художники принимали самое деятельное участие в оформлении города: были расписаны заборы и трамваи, проводились выставки работ студентов института, строились временные памятники политическим деятелям и т.д.
          В Витебске работали тогда художники самых различных направлений. На выставках и в дискуссиях, которые состоялись в институте и вне его, художники отстаивали свои взгляды и точки зрения на пути развития нового революционного искусства. Диспуты проходили очень бурно. Мы, малыши, сидели и слушали выступления ораторов, затаив дыхание, зачастую ничего не понимая; но нам все это было очень интересно.
          В институте были отдельные мастерские у художников Марка Шагала, Юрия Моисеевича Пэна (убежденного реалиста), супрематиста Казимира Малевича, графика Л.Лисицкого и др.

          Витебская Художественная Школа,1920 - на снимке Пэн, Шагал, Малевич

 
          В этот период времени Лисицкий оформляет еще несколько детских книг на идиш.

          Иллюстрация Лисицкого к сказке Б.Раскина "Мельник,мельничиха и жернова".1919


          В Витебске Лисицкий знакомится с Казимиром Малевичем, которого туда тоже пригласил Марк Шагал, но, так случилось, что вскоре Малевич выдавил Шагала и заместил его в Художественной школе. В 1920 г. Малевичем и его учениками была создана группа УНОВИС (утвердители нового искусства), развивавшая идеи супрематизма и был издан одноимённый альманах со статьями, манифестами, декларациями художников. Отделения УНОВИС появились в Смоленске, Москве, Одессе, Оренбурге, Перми, Самаре, Саратове. Именно Лисицкий создает знак УНОВИСа.
 
           Знак УНОВИС, сконструированный Лисицким 
      
          Под влиянием Малевича Лисицкий воспринимает его идеи супрематизма (супрематизм – это доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи),
          В июне 1920 года группа УНОВИС выпустила в Витебске одноименный альманах, содержавший статьи, манифесты, декларации новаторского движения. Издать альманах в типографии в эпоху разрухи было невозможно, поэтому "уновисцы" напечатали его на машинке в пяти экземплярах и украсили рисунками, сделанными от руки.

          Альманах «Уновис»

          В наши дни известны только два сохранившихся экземпляра альманаха: один находится в зарубежном частном собрании, а другой, принадлежавший Эль Лисицкому, в 1959 году был передан в Отдел рукописей Третьяковской галереи  вдовой Софьей Лисицкой-Кюпперс. Остальные экземпляры альманаха до сих пор не найдены. Возможно, они были уничтожены. http://homealtart.narod.ru/news/530501.html
 
          Горячо принимая идеи супрематизма, Эль Лисицкий, тем не менее, воспринимает их по-своему. 
          Вот, например, два мнения об искусстве - Малевича и Эль Лисицкого:
          В 1915 году Малевич написал "Черный квадрат на белом фоне" и сделал шокирующее признание: "Это не живопись, это что-то другое".
          Чуть позже Эль Лисицкий, которого сегодня чтят не только как художника, но и как теоретика искусства, заявил, что "Черный квадрат" - это полное противопоставление всему, что подразумевается под понятиями "искусство", "живопись" и "картина". И что Малевич свел все формы и всю живопись до абсолютного нуля.
 
          Малевич. Черный квадрат


                                                                                                                              Продолжение следует

Tags: Академгородок. 1966, Эль Лисицкий, картинная галерея
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments