Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Categories:

Академгородок, 1966. Пост 15. Картинная галерея. Выставка Эль Лисицкого (3)

Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.
Начало главы см.: Посты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 1314.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты 1 - 20),
1960 (Посты
1 - 12), 1961 (Посты 1 - 29), 1962 (Посты 1 - 19),
1963 (Посты 1 - 29), 1964 (Посты 1 - 42), 1965 (Посты 1 - 62).


                                                                 Проуны

 

Как бы отталкиваясь от супрематизма Малевича, Лисицкий создает совершенно новое направление в искусстве, проуны (проекты утвержденного нового). Эти «проекты» сам художник считал «пересадочной станцией» из живописи в архитектуру.

Эль Лисицкий пишет в "ABC, Beitrage zum Bauen":

"Мы увидели, что новое живописное произведение, создаваемое нами, уже не является картиной. Оно вообще ничего не представляет, но конструирует пространство, плоскости, линии с той целью, чтобы создать систему новых взаимоотношений реального мира.

И именно этой новой структуре мы дали название - проун".

А его жена искусствовед Софья Лисицкая-Кюпперс в своих воспоминаниях о русской художественной выставке 1922 года в Берлине охарактеризовала проуны следующим образом ( iso5 http://iso5.livejournal.com/12691.html):

“Мы слушаем музыку… Она плоска как лист бумаги…

Вслушаемся в тишину… Она многопланна…

Заглянем в лист бумаги… Его пространство безгранично, и архитектор Лисицкий описывает это пространство проунами… Проуны исполнили роль партитуры тишины”.

В проунах Лисицкого практически нет ни одного штриха, связывающего их с его первым, еврейским периодом творчества. Проуны поэтому считают вторым периодом в творчестве Эль Лисицкого. В 1919-1920 гг. Лисицкий писал проуны маслом, а поверхностью для изображения избирал дерево и холст. В этот период он написал большое число живописных проунов, лишь часть из которых была переведена в графическую форму. Все его живописные шедевры, благодаря которым он стал столь знаменит, и которые находятся сейчас во многих музеях мира, сделаны им именно во время второго периода.

Свой первый проун, на оборотной стороне доски которого был в 1919 г. отштампован красный квадрат, знак группы «Уновис», художник назвал «Город».

 

Проун «Город», 1920. фанера, масло. Находится в Азербайджанском музее изобразительных искусств:

 

Все остальные проуны он обозначал только номерами. Вот некоторые из них (всего их было более двухсот), но некоторые найдены мною без номеров, а с годом создания:

CAPSPIMO

 

 





  




































          Лист из альбома "Проун", 1919.



































ГБА 4. 1923

Впоследствии часть проунов была литографирована и издана в Москве (1921) и в Ганновере (1923). В 1923 г. для Большой берлинской художественной выставки Эль Лисицкий создал «зал проунов».

 

«Проуны» Лисицкого были экспонированы на выставке «Уновис» в Витебске (1920) и на двух выставках «Уновис» в Москве (1920, 1921). В начале 1921г. Лисицкий издал «Проуны» — 11 автолитографий с декларацией (50 экз.). Вторая серия проунов (6 автолитографий) была издана в Ганновере в 1923 г . (50 экз.); «Proun. Kestnermappe».
                                                                                                                
Продолжение следует

 


Tags: Академгородок. 1966, Эль Лисицкий, картинная галерея
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments