Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Categories:

Академгородок, 1966. Пост 16. Картинная галерея. Выставка Эль Лисицкого (4)

Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.
Начало главы см.: Посты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 1415.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты 1 - 20),
1960 (Посты
1 - 12), 1961 (Посты 1 - 29), 1962 (Посты 1 - 19),
1963 (Посты 1 - 29), 1964 (Посты 1 - 42), 1965 (Посты 1 - 62).


 
                                                                                                Фигурины
 
          Осенью 1913 года кубофутуристы решили организовать футуристический театр и поставить футуристическую оперу с характерным названием «Победа над Солнцем».
          Алексей Крученых написал либретто, Михаил Матюшин – музыку, а Казимир Малевич создал декорации и костюмы. Авторы «Победы над Солнцем» воспевали идею строительства нового будущего, которое может быть построено только после разрушения старого. И каждый из них достигал этого собственными средствами: Малевич — супрематическими построениями, Крученых — заумным языком, а Матюшин — диссонантностью музыки.
          В 1913 году опера была поставлена в Санкт-Петербурге.
          Вклад Малевича  в тот спектакль является, пожалуй, главным художественным достоинством спектакля, благодаря которому он вошел в историю культуры. Работа над постановкой послужила толчком к рождению супрематизма. Впервые возник в декорациях знаменитый «Чёрный квадрат» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы – черный квадрат вместо солнечного круга.
          В 1920 году опера была поставлена вторично, на этот раз в Витебске.


          В 1920—1921 годах Лазарь Лисицкий разработал проект постановки оперы «Победа над солнцем» как электромеханического представления: актеров заменяли огромные марионетки, которые должны были перемещаться по сцене при помощи электромеханической установки. Частью сценографии оказывался сам процесс управления марионетками, а также звуковыми и световыми эффектами.
          Единственным свидетельством грандиозного, но не осуществленного новаторского замысла Лисицкого остались альбомы эскизов. Эскизы не были использованы, постановка не была осуществлена. Но в 1921 году в Ганновере была издана папка с литографиями эскизов театральных костюмов, а в 1923 году в Берлине была опубликована папка с литографированными фигуринами.

 Обложка альбома
 

Фигурина "Победа над солнцем"
                                                                      
Фигуринв "Путешественник"
 

                                                              Работа Эль Лисицкого с Мейерхольдом и Третьяковым

 
          Эль Лисицкий оформил для В.Э. Мейерхольда пьесу С.М.Третьякова "Хочу ребенка" (1930), но пьеса поставлена не была.
          Владимир Маяковский высоко ценил Третьякова, а насчет пьесы “Хочу ребенка” сказал: “Я глубоко убежден, что она могла бы стать для заграницы вторым "Броненосцем "Потемкин".
          Поэт и драматург Сергей Третьяков был арестован и расстрелян в 1937 году.
          А вот запись о Третьякове, сделанная Бертольдом Брехтом, который готовил постановку этой пьесы в Германии, но не успел это сделать до прихода Гитлера. "Мой учитель Третьяков, огромный, приветливый, расстрелян по приговору суда народа. Как шпион. Его имя проклято. Его книги уничтожены. Разговоры о нем считаются подозрительными. Их обрывают. А что если он невиновен?"
          Бертольд Брехт считал себя другом С. М. Третьякова. Эта запись пролежала, не будучи напечатанной, в ящиках архива Брехта десятки лет...
 
                                                                       Архитектурные проекты Эль Лисицкого
 
          Свои утопические архитектурные идеи – конструкции, оторвавшиеся от земли и устремленные к небу, Лисицкий начал реализовывать в рисунке.
          Сам Лисицкий говорил, что «новая архитектура должна отражать новую реальность. В отличие от статических египетских пирамид, такая архитектура парит и балансирует». Или даже находится в состоянии невозможного для земной архитектуры равновесия. 
          Проуны сыграли роль проектной стадии для создания дизайнерских разработок широкого диапазона: из проунов впоследствии выросли прославленные проекты «горизонтальных небоскребов», театральные макеты, декоративно-пространственные установки, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный дизайн.
          В эти годы он создал еще несколько проектов. Один из них – горизонтальный небоскреб – офисное здание, которое, по мысли автора, должно было располагаться на площади у Никитских ворот.

Проект московского небоскреба на трех опорах

          На чертежах изображена конструкция, напоминающая проун, – два горизонтальных блока строения с огромными окнами поддерживаются тремя высокими, забранными стеклянной оболочкой пилястрами. Горизонтальные блоки соединены стеклянной перемычкой. Впервые проект «московского небоскреба», имеющего три точки опоры, был экспонирован в 1925 году в архитектурном отделе выставки «November – Gruppe». 
          Другие архитектурные проекты этого времени – яхт-клуб текстильного комбината, новое здание издательства «Правда», дом-коммуны. Эти проекты тоже не были реализованы. 
          А вот здание типографии журнала «Огонек» в стиле советского конструктивизма было построено в 1932 году в 1-м Самотечном переулке. Правда, потом, когда издательство «Огонек» разогнали, здание было отобрано НКВД, и теперь оно принадлежит ФСБ. Здание Огонька в Москве:... http://www.moskonstruct.org/lissitsky
 
Здание «Огонька» 
      
          В наши дни здание постигла «обычная» судьба московских архитектурных памятников – после пожара, как многие полагают, отнюдь неслучайного, дом подвергается методическому разрушению, вероятно, уже необратимому.
 
Здание «Огонька» после пожара
         
          В 1921 г. Лисицкий был приглашен в Москву для чтения курса «Архитектура и монументальная живопись» на факультете архитектуры новой «художественной школы Вхутемас».
          Находясь в Германии, Лисицкий писал статьи по теоретическим проблемам искусства XX в., уделяя большое внимание русскому авангарду.
          В 1925 г. в Дрездене прошла персональная выставка художника.
                                                                                                                                                         Продолжение следует
Tags: Академгородок. 1966, Эль Лисицкий, картинная галерея
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment