Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Categories:

Академгородок, 1966. Пост 17. Картинная галерея. Выставка Эль Лисицкого (5)

Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.
Начало главы см.: Посты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 141516.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты 1 - 20),
1960 (Посты
1 - 12), 1961 (Посты 1 - 29), 1962 (Посты 1 - 19),
1963 (Посты
1 - 29), 1964 (Посты 1 - 42), 1965 (Посты 1 - 62).

                                                                              Дизайн: книги, журналы
 
          В те времена еще не употреблялся термин «дизайн». Этот вид искусства еще только создавался. И Эль Лисицкий вместе со многими из своих коллег именно тогда коренным образом изменял вид типографики, выставочный дизайн, фотомонтаж, плакат, дизайн обложки книги и журнала. Большая часть современных художественных приемов – те, что появились в кино и кинетической типографике, – результат творчества Лисицкого.
          В 1960 году в Музее Маяковского была проведена первая персональная выставка Эль Лисицкого после его смерти. Ее подготовили коллекционер Николай Иванович Харджиев и книговед д.и.н. Ефим Абрамович Динерштейн. «На этой выставке были показаны все этапы творческой эволюции Лисицкого, все виды его универсальной художественной практики. Но с наибольшей полнотой устроителям <…> удалось собрать произведения Лисицкого-полиграфиста», хотя он, как они сами пишут, был «живописцем, архитектором, полиграфистом, фотописцем и оформителем выставок».
          При описании этой части творчества Эль Лисицкого я использовал статью Н.И. Харджиева из издания «Искусство книги. Выпуск третий. 1958 — 1960», размещенную на сайте Пустовита  http://www.pustovit.ru/?p=18.
          Шрифтовая обложка для брошюры Малевича «О новых системах в искусстве» стала первым опытом Лисицкого в области полиграфии, базирующимся на теории супрематизма.

Обложка для брошюры Малевича

          Совместно с Ильей Эренбургом в начале 1922 г. Лисицкий издает в Германии журнал «Вещь» на 3-х языках.

Журнал «Вещь»

  



        В том же 1922 г. Лисицкий издал детскую книгу «Супрематический сказ про 2 квадрата», которую создал еще во время своего преподавания в Витебске.

«Супрематический сказ про 2 квадрата»




         

          В Берлине Лисицкий оформил и издал книгу «Маяковский. Для голоса»

«Маяковский. Для голоса»



          Лисицкий оформил обложку книги Виктора Шкловского «Zoo. Письма не о любви».и участвовал в издании американского журнала «Брум» (Broom), вместе с Куртом Швиттерсом работал над № 8-9 журнала «Мерц» (Merz)
         
          Работая над книжными обложками, Эль Лисицкий создает полиграфический видеоряд, когда слово и изображение меняются функциями. 
          В 1930-х гг. Лисицкий много работает в области книжного и журнального дизайна, он готовит альбомы «15 лет СССР», «15 лет РККА», «СССР строит социализм» и др.
          Начиная с 1932 г. и почти до самой смерти Лисицкий был художником-оформителем издававшегося на четырех языках журнала «СССР на стройке».   

          Пишут, что «…влияние, оказанное Л.М. Лисицким на искусство книги ХХ столетия, переоценить трудно. Его творческие принципы, стиль, приемы работы были восприняты такими прославленными мастерами, как, например, немец Ян Чихольд (1902-1974) или венгр Ласло Мохой-Надь (1895-1946). Художник и поэт Курт Швиттерс (1887-1948) включил в свои известные «Тезисы о типографике» положение Лисицкого «Типографская форма представляет собой отражение сил сжатия и растяжения текста» (Швиттерс К. Тезисы о типографике // Книгопечатание как искусство. Типографы и издатели XVIII-XX веков о секретах своего ремесла. М., 1987. С. 225).
Предыдущий абзац взят мною из статьи Е.Л.Немировского «Художник книги Эль Лисицкий» с сайта «КомпьюАрт» http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9290&iid=393
          Наконец, в 1940 году Эль Лисицкий создал иллюстрации к "Падению Парижа" Эренбурга (тушь, перо). книга была издана в 1941 году, но, к сожалению без этих иллюстраций. Возможно это связано со смертью художника.
                                                                                                                                    Продолжение следует



Tags: Академгородок. 1966, Эль Лисицкий, картинная галерея
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment