Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Categories:

Академгородок, 1966. Пост 18. Картинная галерея. Выставка Эль Лисицкого (6)

Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.
Начало главы см.: Посты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 1617.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты 1 - 20),
1960 (Посты
1 - 12), 1961 (Посты 1 - 29), 1962 (Посты 1 - 19),
1963 (Посты
1 - 29), 1964 (Посты 1 - 42), 1965 (Посты 1 - 62).

                                                                                  Дизайн: фотоработы, плакаты
 
          Работая над советскими экспозициями для ряда европейских выставок, Эль Лисицкий вносит кардинальные новшества в искусство экспозиции. Он первым использует движущиеся объекты, кардинально меняет архитектонику выставочного пространства, конструирует меняющееся и передвигающееся освещение, создает фотоколлажи и фотообои, впервые использует смысловую нагрузку пространственного объема в надписях.

Уновис. Рекламный плакат. Витебск. 1919.


Один из первых плакатов Лисицкого.


          Лисицкий увлекался фотографией, в частности, изготовлением фотограмм и фотомонтажом. Одно из лучших его произведений такого рода – плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929), где над обобщенными архитектурными конструкциями поднимается циклопическое изображение двух голов, слитое в единое целое.
 
Две головы
 
          В 1929 г. фотоработы Лисицкий выставлялись в советском павильоне на международной выставке «Film und Foto» в Штутгарте.
 
           «Мышление проунами» постоянно прорывается в активной работе над плакатами.
          Лисицкий выполнил несколько плакатов, посвященных гражданской войне. Один из самых известных его плакатов «Красным клином бей белых» выполнен в супрематическом стиле.
 
Плакат «Красным клином бей белых»
 
          Этот плакат, выполненный в простых геометрических формах и цветовой гамме модернистского искусства. несёт реальную информацию: он изображает революцию в России 1917 г. Белый круг представляет сторонников старого режима, а красный треугольник – атакующих, изменяющих сознание, большевиков. Картина была принята как стилизованный план сражения за коммунистическую победу.
          Один из проектов Эль Лисицкого произвел фурор в 1924 году на международной выставке в Вене: передвижная ораторская трибуна с фотографией Ленина, обращающегося к народу.
 
Передвижная трибуна с Лениным
 
          В начале Великой Отечественной войны смертельно больной (у него был туберкулез легких) Лисицкий создал ряд плакатов, посвященных борьбе с фашизмом. 
          За несколько дней до смерти многотысячным тиражом был отпечатан его плакат «Давайте побольше танков... Все для фронта! Все для победы!».
 
Плакат «Давайте побольше танков... Все для фронта! Все для победы!».
 
          30 декабря 1941-го на руках Софии Христиановны Лазарь Маркович Лисицкий скончался.   

          Эль Лисицкий – удивительно разносторонний художник, архитектор, график, фотограф, дизайнер – «один из создателей нового еврейского стиля, русский авангардист, советский патриот, и при этом – европейский художник-космополит»  (http://informprostranstvo.ru/N158_2011/master.html).

 
                                                                                    Литература об Эль Лисицком
 
          Несмотря на то, что Лисицкий стоит в одном ряду с Шагалом, Малевичем, Родченко, раньше в СССР о нем было написано совсем немного – несколько скромных брошюр да неприметных каталогов. И это в то время как о его коллегах и современниках – Татлине, Кандинском, Филонове и других – изданы целые тома. Правда, и о нем существует серьезная книга его вдовы Софии Лисицкой-Кюпперс, вышедшая на многих европейских языках, но только не на русском.
          И сегодня ситуация мало изменилась, несмотря на то, что, как говорят журналисты, «информационных поводов» было достаточно: в прошлом году исполнилось 120 лет со дня рождения художника, а в нынешнем – 70 лет его ухода из жизни.
          Вдова Эль Лисицкого, Софья Христиановна Лисицкая-Кюпперс передала в 1960 году (по другим данным передача была произведена в 1958 г.) практически все его работы Третьяковской галерее, а архив – в ЦГАЛИ (по некоторым данным архив был довольно долго у коллекционера Н.И. Харджиева; для меня этот вопрос окончательно не прояснен. МК).
 
                                                                                  Альбом об Эль Лисицком
 
          В 1967 году в Дрездене был издан подготовленный Софией Лисицкой-Кюпперс альбом «Эль Лисицкий. Художник, архитектор, типограф, фотограф», в котором были в цвете репродуцированы основные работы художника. Среди них и книга «Для голоса», правда, в сильно уменьшенном размере.
          Нам с Любочкой удалось купить этот альбом, и он у нас хранится до сих пор в Санкт-Петербурге.

Продолжение следует

Tags: Академгородок. 1966, Эль Лисицкий, дизайн, картинная галерея
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment