Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Categories:

Академгородок, 1966. Пост 19. Картинная галерея. Выставка Эль Лисицкого (7)

Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.
Начало главы см.: Посты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 1718.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты 1 - 20),
1960 (Посты
1 - 12), 1961 (Посты 1 - 29), 1962 (Посты 1 - 19),
1963 (Посты
1 - 29), 1964 (Посты 1 - 42), 1965 (Посты 1 - 62).


                                                                        Попытки критики Эль Лисицкого в СССР
 
         В 30-е годы прошлого века художники авангардного искусства были в СССР фактически "закрыты". Они считались последовательными выразителями модернизма, который знаменовал в официальной критике "полный упадок буржуазного искусства". Это в полной мере относится ко всему русскому авангарду. Точно так же подверглись гонениям художники-  абстракционисты в фашистской Германии.
          Для идеологии фашизма и тоталитаризма авангард был предметом острой критики. Официальная пропаганда называла такое искусство возмутительным и недопустимым. Партийные идеологи его люто ненавидели. На первый взгляд, может показаться, что его критиковали за то, что они сами его не понимали. Но при этом ссылались на народ: «Народ вас не понимает. Ему, народу, такое искусство не требуется». На самом же деле, его критиковали за то, что авангардное искусство, как никакое другое, было честным, неподдельным, искренним и жизненным.
          Авангард в начале ХХ века — был результататом поиска новой народившейся интеллигенции, мечтавшей о свободе. Эта интеллигенция объединялась тогда в группы и кружки, сегодня ставшие знаменитыми, чтобы создавать некие новые объекты, которые лишь внешне должны были напоминать традиционные картины, статуи, плакаты, обложки книг, здания и предметы домашнего обихода, а также, с тем же успехом, обычные тексты, и классическую музыку. Они, эти новые объекты, провоцируя воображение, должны были будить инстинкты и пробуждат чувства. Кто-то, мне помнится, сказал, что они «…должны оживлять интеллектуальные и чувственные стороны бытия».
          Эль Лисицкий, в отличие от других представителей русского авангарда легко совершил дальнейшую экспансию авангарда и проник в мир архитектуры, дизайна, полиграфии, техники, политики, и культурной традиции. Именно он вел в это время непрерывный диалог с обыденной жизнью. И именно его работы были альтернативны ей. А вот об этом подавляющее большинство идеологов "социалистического реализма" и не догадывалось, хотя и ощущало враждебность его творчества.
          Эль Лисицкий не стал лауреатом Сталинской премии, но и официально не критиковался. Он, к счастью, занимал ответственные посты, и был необходим стране, поскольку лучше него никто не смог бы пропагандировать за рубежом достижения Страны Советов. Но фактически Эль Лисицкий ходил по лезвию бритвы. Не тронули его и в 37-м году. Видимо сказалось то, что во второй половине 20-х и в 30-е годы он уже был не художником, создававшим картины, а дизайнером, основателем дизайнерского искусства, и никто не осмеливался указывать ему, как следует оформлять книги, журналы, плакаты или выставки.
          И все же в работах по истории и искусству советской книги творчество Л.М. Лисицкого иногда оценивали отрицательно. Пытаясь идти в ногу с партией, критикующей «абстрактное», «формалистическое» искусство, некоторые искусствоведы нередко "примерялись" к Эль Лисицкому, критикуя его в отдельных статьях, особенно в хрущевский период.
          Вот, например, один из образцов этой критики:
          На страницах юбилейного двухтомника «400 лет русского книгопечатания» 1564-1964.( т.2. Книгоиздательство в СССР. 1917-1964. М., 1964. С. 472) Г.В. Алямовская в качестве примера «бессмысленных формотворческих экспериментов» привела «одно из заумнейших изданий — «Про два квадрата» Л.Лисицкого (1922), где он пытается в абстрактно геометрической форме изобразить не что иное, как революцию» (Компьюарт.11.2003. Художник книги Эль Лисицкий. Взято мною с сайта http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9290&iid=393).
          Здесь же область книжного искусства, в которой работал Лисицкий, была охарактеризована Алямовской следующим образом: «Чаще всего конструктивные искания сводились к сугубо внешним формальным затеям; нередко при этом страница книги превращалась в заумный ребус... В области иллюстрирования конструктивизм не дал ничего положительного. Неприятный натурализм фотомонтажей, скука производственных, не согретых человечностью, сюжетов, обнаженность и нарочитость композиционных схем, дробность и непонятность условных пятен и плашек — все это, как правило, производило сумбурное впечатление и затрудняло восприятие содержания книги».
          Как видите, эта критика довольно близка к доносу. Заметьте, книга вышла в 1964 году, почти сразу после посещения руководителями страны выставки в Манеже и последующих разгромных «совещаний» идеологов партии с творческой интеллигенцией.
 
Хрущев, Суслов, Шелепин и другие руководители партии и правительства на выставке в Манеже 1 декабря 1962 г.
 
 
                                                                                      "Дегенеративное искусство"
 
          “Дегенеративными” нацисты считали импрессионизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм ― словом, все авангардные художественные направления, которые определили развитие искусства XX века. Называя его "дегенеративным искусством" (нем. Entartete Kunst) они вкладывали в это понятие не только его авангардный, модернистский, антиклассический смысл, но и происхождение этого искусства, которое рассматривалось как "еврейское" или "большевистское", но в любом случае антигерманское, вырождающееся искусство, а потому опасное для нации и для всей арийской расы.
        . 19 июля 1937 года по указанию Геббельса в Мюнхене в «Доме искусства» была открыта выставка под названием «Дегенеративное искусство».
          На выставке экспонировались около 650 произведений, конфискованных нацистами в 32 музеях Германии.  Идеологическая дискредитация, запрет и уничтожение образцов «дегенеративного искусства», прямые репрессии против его создателей составляли важную часть культурной политики гитлеровского режима. В целом за нее отвечал министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс, а по искусству — президент Государственной палаты изобразительных искусств Адольф Циглер.
 
Гитлер, Геббельс и Циглер на отборк работ к выставке "дегенеративного искусства"
 

          Среди картин на выставке были работы Кандинского, Шагала, Явленского и проун Эль Лисицкого.

Василий Кандинский. Композиция 8.


Марк Шагал. Дом в местечке Лиозно. 1914.


Алексей фон Явленский. Девочка с красным бантом..


Эль Лисицкий. Проун. 1924.


          Несколько работ Эль Лисицкого, конфискованных нацистами в музеях Германии, было уничтожено.
          До апреля 1941 г. выставка «дегенеративного искусства»  объехала ещё 12 городов, и, несмотря на язвительные сопроводительные надписи, предложенные нацистскими "искусствоведами": "Так больной разум видит природу" или "Немецкие крестьяне в еврейском стиле" и пр., её посетили 3 миллиона зрителей (по другим источникам более 2 миллионов).
          Некоторые картины, представленные на этой выставке, можно увидеть на сайте http://oleg-mishin.livejournal.com/180102.html в Живом журнале.
          Сейчас Свободный университет Берлина открыл в интернете базу данных, посвященную судьбе более 20 тысяч произведений искусства, которое было объявлено нацистами "дегенеративным" и изъято из музеев в 1937 году. Про каждую из картин рассказывается, из какого музея она была изъята. В случае если произведение не было уничтожено, называется его нынешнее местонахождение.

          Вырождающемуся искусству идеологи нацизма противопоставили "Выставку величайшего германского искусства". Ее иногда называют "арийской выставкой".
          Она была открыта по соседству с «Выставкой дегенеративного искусства» во Дворце искусства, специально построенном по проекту архитектора Пауля Людвига Трооста. В ее экспозицию вошло 900 работ, которые выбирал сам Гитлер из представленных на его утверждение 15 тыс. В них был представлен «…напыщенный героизм, монументализм, которые чередовались с идиллиями сельской жизни, марширующие штурмовики с флагами — со сценами сбора урожая обнаженными "нордическими" девушками». И портреты Гитлера, конечно. Несмотря на пропагандистский шум, официозную выставку «арийского» искусства посетило в три с половиной раза меньше публики, чем оформленную, как балаган, экспозицию «еврейско-большевистского» искусства
 
Гитлер на "арийской выставке"
 
          Судьба произведений "дегенеративного искусства", конфискованных нацистами, сложилась по-разному — около 5 тыс. работ сгорело во время пожара в Берлине в 1939 году; 700 были проданы коллекционерам, поскольку Германия нуждалась в деньгах, и растворилось в частных собраниях; некоторые работы сохранились в европейских музеях. Вырученное от продаж шло на перевооружение Германии. Согласно данным Всемирного еврейского конгресса, к 1945 году в США перекочевало предметов искусства на $2,5 млрд в тогдашних ценах.
          Но, что самое удивительное, после войны авангардное искусство наполнилось новым политическим и общественным содержанием. Гитлер фактически представил авангард как антитоталитарное, антифашистское течение. Произошел очевидный философский парадокс: авангард, возникший в недрах левой (коммунистической и тоталитарной) идеологии, стал одним из символов западного либерализма и теперь уже именно в этом качестве подвергся гонениям в послевоенном Советском Союзе.
          К сожалению, термин "дегенеративное искусство" употребляется и сегодня. Не знаю, понимают ли те, кто его использует для критики, что он имеет нацистский контекст и сохраняет свой первоначальный смысл. Например, в 2007 году кельнский архиепископ Иоахим Майзерс на открытии церковной выставки сказал: «Каждый раз, когда культура отдаляется от поклонения Господу, культ атрофируется, превращается в ритуализм, а искусство становится дегенеративным». Его слова вызвали бурю возмущения в немецких СМИ.
          И в России этот термин можно встретить в речевках Евразийского союза молодежи. Не знаю, сознательно или по недомыслию.
          Но самое удивительное, что в таком же ключе строят сегодня свои обвинения многочисленные противники авангарда во главе с Ильей Глазуновым, которому часто подражает и молодежь в лице, например, Михаила Елизарова.
          Бои между различными направлениями в искусстве идут постоянно, время от времени вспыхивая ярче. Например, на выставке 2007 года группы ПВХ (Просто великие художники), названной  «Дегенеративное искусство ― 2», устроители пытались сыграть на двойственности этого определения, уничижительного (у фашистов и их последователей) и потерявшего прежний смысл и оставшегося гордым (в историческом плане) и одновременно заманчивым.
Продолжение следует

Tags: Академгородок. 1966, Эль Лисицкий, картинная галерея, тоталитарные режимы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment