Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Categories:

Академгородок, 1966. Пост 25. Выставка Николая Грицюка в Картинной галерее Дома ученых (3)

Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.
Начало главы см.: Посты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23,   24.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты 1 - 20),
1960 (Посты
1 - 12), 1961 (Посты 1 - 29), 1962 (Посты 1 - 19),
1963 (Посты
1 - 29), 1964 (Посты 1 - 42), 1965 (Посты 1 - 62).


«Я пишу настроения»
 
          В 2005 году Замира Ибрагимова, писатель и журналист, которая после окончания Ленинградского университета в 1960  г. приехала в Новосибирск, влюбилась в Академгородок и стала неотъемлемой частью его истории, издала книгу «Я пишу настроения: Николай Грицюк и его живопись».
          Было бы удивительно, если бы Замира Мирзовна прошла мимо такого явления, как художник Грицюк. Она и откликнулась книгой. Приведу только одну цитату из книги:
          Художник Николай Грицюк не искал успеха ни у власти, ни у толпы. Служение искусству – без оглядки на государственную идеологию, ширпотребовский вкус - осознанный выбор Грицюка, его высокое назначение.
          И тут уж не приходится удивляться нешуточным страстям на выставках Николая Демьяновича, без вины виноватого в разделении зрителей на непримиримых дуэлянтов.


 

Каталог произведений Н.Д.Грицюка
           В июле 2011 года А.Г.Раппопорт написал в своем блоге в Живом журнале:
          Получил супер-роскошнейший подарок от Толи Грицюка [сына художника. МК]. Это диск с высококачественной электронной копией Каталога всех работ Николая Демьяновича Грицюка – полное собрание репродукций работ замечательного художника.
          – А сколько всего работ в новом каталоге Грицюка? – спросил я.
          В каталоге (он в 24 томах, но работы публикуются с тома 2 по том 22) в первом томе биографические материалы и документы, в в двух последних – антология публикаций о Н.Д. и фотографии. Так вот, в каталоге нумерация идёт в каждом томе своя. Какие-то тома объяли по несколько творческих лет, какие-то – по одному. Количество работ в томах – тоже разное: в некоторых – за 250, в некоторых – по 100 с чем-то, 1966 год – 180 работ. Я с калькулятором обсчитал весь каталог, – получилось 3679 работ!!!
          Каталог -это коллективный труд семьи художника, владеющей большей частью его наследия.
          Чтобы собрать их все воедино, Толе [сын художника. МК] пришлось и походить, и немало поездить с фотокамерой, ведь работы Николая Демьяновича находились и в картинных галереях за рубежом, и в частных коллекциях таких известных друзей и поклонников его творчества как Булат Окуджава, Виктор Соснора, Владимир Высоцкий, академик Р.З. Сагдеев и многих, многих других. 
 
На снимке Анатолий Грицюк.
 
          В Новосибирске тоже есть его частные собрания: только в доме у писателя и журналиста, близкого друга Николая Демьяновича Замиры Мирзовны Ибрагимовой я видел их около десятка. Не меньше, думаю, и в Питере у Ильи Олеговича Фонякова...
          Шесть лет назад Толя приходил снимать и работы, подаренные его отцом в 1970 году при нашем с братом посещении его мастерской, и с тех пор неизменно украшающие мою квартиру. Сейчас эти репродукции вошли в 14 том Каталога, изданного в 22 томах, на великолепной бумаге, в переплёте из свиной кожи и тиражом всего в шесть экземпляров. Электронная копия Каталога позволит иметь полное собрание работ Мастера большему количеству счастливцев.
          На диске также записан фильм Евгения Огибенина " Пылающий мир художника Николая Грицюка". Когда этот пост уже был опубликован Александр Григорьевич  поместил этот фильм в свой блог и загрузил его на youTube. Теперь и я могу его разместить в этом блоге, что и делаю с большим удовольствием:

          Его автор - Е.Л. Огибенин, ныне живущий в Чикаго, был известным российским кинодокументалистом и фотографом, о Н.Д. Грицюке не раз слышал восторженные отзывы от своего отца, новосибирского художника Леонида Огибенина, ученика Казимира Малевича.
          Когда-то с Огибениным и другими художниками Н.Д. Грицюк отбирал картины в запасниках других музеев для только что созданной новосибирской картинной галереи.
          Александр Григорьевич Раппопорт привел фото работ Н.Д.Грицюка, которые были подарены сеу и его брату самим художником – на стене висят 3 работы.
          Вот ответы А.Г. Раппопорта на мои вопросы:
          У меня две работы Н.Д., вошедшие в каталог. (Третья "картинка" - это просто автограф Н.Д.Грицюка чёрным фломастером) на титульном листе одного из его прижизненных каталогов выставки. Я его также застеклил и повесил рядом, но Толя Грицюк его в каталог не включил, видимо таких немало) Названий эти работы, как и многие работы Николая Демьяновича, не имеют.
           Он прислал мне отсканированные страницы Каталога с этими работами. Обе они созданы в 1970 г., не имеют названий и входят в серию «Фантазии и интерпретации».



Щедрость души
 
          По словам близких живописца, дарить картины друзьям, знакомым и просто понравившемуся посетителю было в духе Грицюка. Он раздавал их направо и налево, с безоглядной щедростью, точно впереди у него еще две-три жизни, и уж чего-чего, а наработаться он успеет всласть. 
 
Валентина Эдуардовна Грицюк
 
          Вдова художника Валентина Эдуардовна Грицюк вспомнила забавный случай, когда ее муж расписал дверь в мастерской своего московского друга. Друг радовался, но после смерти Николая Демьяновича стал задумываться над тем, как бы подаренный ему шедевр не попал в руки случайному, равнодушному человеку. Он уговаривал Валентину Эдуардовну забрать дверь в Новосибирск, но она отказалась. Тогда друг нашел большой, богатый дом, где эта дверь, одетая в раму, превратилась в роскошную огромную картину.
Вечерний Новосибирск 10 февраля 2007. http://vn.ru/index.php?id=84134.
 
Владимир Высоцкий - Николаю Грицюку
 
Мне, ... не... стрелю и акыну,
Многим в пику, в назиданье
Подарили вы картину
Без числа и без названья.
 
Что на ней? Христос ли, бес ли?
Или мысли из-под спуду?
Но она достойна песни.
Я надеюсь, песни будут.
 
          (Комсомольская правда. Почему Новосибирск называют столицей бардов? http://www.kp.ru/daily/24468/628307/)

          В библиотеке В. Высоцкого имеется брошюра: Николай Демьянович Грицюк: Каталог. – Новосибирск, [Б. д.]. с дарственной надписью: «Владимиру Высоцкому, Влад[и] Марине. Грицюк. 1972. Новосибирск».

 
Подарок Булата Окуджавы
 
Песенка о художнике Пиросмани
 
Николаю Грицюку
Что происходит с нами,
когда мы смотрим сны?
Художник Пиросмани
выходит из стены,
 
из рамок примитивных,
из всякой суеты
и продает картины
за порцию еды.
 
Худы его колени
и насторожен взгляд,
но сытые олени
с картин его глядят,

красотка Маргарита
в траве густой лежит,
а грудь ее открыта –
там родинка дрожит.
 
И вся земля ликует,
пирует и поет,
и он ее рисует
и Маргариту ждет.
 
Он жизнь любил не скупо,
как видно по всему...
Но не хватило супа
на всей земле ему.
1964
 
          В своем блоге А.Г. Раппопорт 29 мая 2008 г.поместил следующую информацию: «Найден автограф Булата Окуджавы, датированный 30 мая 1964 г
          Много лет спустя Булат Шалвович начитал это стихотворение для снимавшегося на «Новосибирсктелефильме» режиссёром Климом Долгиным фильма о Н.Д .Грицюке. Авторское чтение вошло закадровым текстом в картину, а у меня сохранилась копия видеосъёмки, сделанной в московской квартире Булата Шалвовича в Безбожном переулке.
          Он сидит в кресле, на фоне увешанной живописными работами стены своей квартиры и, предваряя чтение стихотворения, говорит:
          — Это стихотворение, посвящённое Николаю Грицюку, я написал в шестьдесят третьем – шестьдесят втором году — я сейчас не помню. Было оно в 60-е годы опубликовано в «Юности», потом вошло в книжки. Я помню, это была такая встреча, странная немножко — тесная мастерская в Новосибирске... и вот она как-то ассоциировалась у меня с тем потом, что я написал... Называется это стихотворение «Песенка о художнике Пиросмани»... (Читает стихотворение)
          Сейчас дату встречи в мастерской Художника можно назвать точную - она сохранилась на автографе стихотворения, который был записан в тот вечер Булатом Шалвовичем на большом желтоватом листе бумаги формата А3, найденном в бумагах Николая Демьяновича Грицюка. Почти без изменений стихотворение вошло затем в книжки и журнальные публикации Б. Окуджавы.. Поменялось лишь название - стихотворение ,первоначально названное "Художник Пиросмани", стало называться "Песенка о художнике Пиросмани", а строчка "И вся земля поёт" изменена автором на "ликует и поёт".
          Вот как вспоминала потом об этой встрече писатель и журналист Замира Ибрагимова:
"Приехал Окуджава — и мы слетелись в Мастерскую на встречу с Человеком, чьими песнями дышали, держались, защищались от мертвечины официоза, от соблазнов около-прилавочного обогрева. Хозяин показывал работы. Окуджава пел. И они вспоминали войну — оба фронтовики. А мы глазели. Внимали. Подпевали. Кто-то пытался втянуть Мастеров в кромешный спор о «злобе дня», но поэт и художник были так же далеки от злобы, как их день — от газетной однодневки."
          ((с)Ибрагимова З. «Я пишу настроения»: Николай Грицюк и его живопись. Новосибирск: Харменс, 2006)
          А более подробно о первом визите Б.Ш.Окуджавы в Новосибирск, продолжавшемся целую неделю, можно будет, надеюсь, прочитать вскоре в свежем выпуске сборника "Голос надежды. Новое о Булате Окуджаве".
       
 
Труженик
         
 
          Грицюк написал однажды своим детям: «Лучший отдых — работа».
          Его труд  материализовался в сотни и сотни картин, десятки персональных выставок, которые каждый раз становились событием. И так продолжалось до конца семидесятых, пока художник не заболел.
Инфаркт, с небольшим перерывом инсульт — видимо, перенапряжение было очень сильным.
          «Не храм, а мастерская — прибежище исканий, и не на жизнь, а на смерть ведущейся игры» — строка из стихотворения, посвященного художнику.
          Наверное, это одна из необъяснимых тайн творчества: человек берет в руки кисть и создает собственный мир, которому потом поклоняются тысячи незнакомых ему людей.
          Иногда это стоит художнику жизни. Так случилось и с Николаем Грицюком.  (http://www.websib.ru/fio/works/058/group3/gricyk.htm).
          Его не раз "... упрекали в сложности и неправильности художественного метода. Трудно представить, но это стало поводом для доносов недоброжелателей, называвших его творчество буржуазным. Непросто складывались и отношения с властью: когда художник отошел от соцреализма и выбрал свой особенный путь, ему пришлось преодолевать массу абсурдных препятствий. То задерживалось открытие выставки, то снимались какие-то картины - они были сложными для неподготовленного зрителя, приученного к полной узнаваемости изображенного на полотнах. По этой причине Грицюка называли когда-то художником с двойным дном, но, как вспоминает Валентина Эдуардовна, у него было четкое мнение о себе и своих работах. Он знал себе цену…".
На фотографии В.Э Грицюк справа.

           "Как многим я обязан Коле, как много он дал мне… Я приезжал к нему опустошенным, а потом, после его мастерской, после его картин, ко мне возвращалась энергия", сказал уже в 90--е вдове художника Волентине Эдуардовне Грицюк его друг академик Р.З. Сагдеев (Выставки: Художник, опередивший время. Татьяна Гамлей. Ведомости ЗС Новосиб.обл. На сайте http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=892).
 
Династия художников
 
             По стопам отца пошла его дочь Тамара Грицюк.
          О ней пишут, что "…линия ее развития шла от гипер-реалистйческих городских пейзажей 70-х годов через ностальгическое ретро 80-х к экспрессионизму на рубеже 80-90-х, наконец, к чистой абстракции в 90-е годы".
          "90-е годы стали для Тамары Грицюк временем напряженной творческой работы, временем исканий и обретений.
          Получила развитие глубоко индивидуальная манера письма. Ее работы легко узнаются. Абстрактные композиции обрели личностную выразительность, характерное звучание цвета. Творчеством Тамары Грицюк заинтересовались зарубежные кураторы и галеристы. в 90-ые годы Тамара стала одной из самых заметных фигур в панораме новосибирской художественной жизни. Персональные выставки прошли в галереях "Зеленая пирамида", "Модерн", в Доме ученых новосибирского Академгородка, в Московском Центре современного искусства. Две персональные выставки состоялись в Новосибирской картинной галерее. Состоялись персональные выставки в Вене, в галерее «Каренина», три выставки во Франкфурте галерее Брумме. В 1998 году Тамара была приглашена и приняла участие в проекте "Неизвестная Россия". http://art-novosibirsk.ru/applications/artists/artists.php?l=artists_gricukt
          Приведу несколько ее работ 90-х годов. Именно картины 90-х годов принесли ей известность.
          Голубой шлейф, 89х99, холст, масло, 1998:
   
 
          Воображаемое интервью, 80х60, холст, масло, 1999
 
 
          Налет, 89х99, холст, масло, 1998


          Вторжение. 90х130. Холст, масло, 1999.
 

           Террористы. 75х100. Холст, масло. 1999.

 
Грицюк с нами
 
 
          К.К. Кузьминский на уже упоминавшемся мною сайте «Голубая лагуна» пишет, что «…работ покойного Грицюка, открытого, практически, Макаренкой, на Западе нету».  Ошибается, Константин Константинович. Ошибается несколько раз. Не был открыт Николай Демьянович Грицюк Макаренкой. Работы Николая Демьяновича Грицюка уже тогда были известны ценителям искусства и в СССР, и на Западе, и уже тогда они были как в музеях, так и в частных коллекциях, и мы это знали. Но, что у Михаила Яновича Макаренко был великолепный «чуй» на шедевры и выдающихся художников, – в этом ему не откажешь.
          Сегодня работы Н.Грицюка демонстрировались на десятках персональных выставках и представлены в десятках музейных коллекций, включая Третьяковку, Русский музей, Новосибирский Художественный музей, Альт-музеум в Берлине, венский музей графики «Галерея Альбертина», музей «Людвиг» в Кельне и ряд других музеев и галерей. Много их и в частных коллекциях.
          О творчестве Н.Д. Грицюка начали писать еще при его жизни. Писали в газетах и журналах. Даже была издана одна книга, - в 1973 году в издательстве «Советский художник» (Москва) вышла монография о художнике  московского искусствоведа В. Манина "Николай Грицюк".  Книги о художнике издавались в Лейпциге (1984), в Париже (1991). В конце 80-х вышла иллюстрированная книга "Николай Грицюк. Человек и художник", которую составила вдова художника В.Э. Грицюк. В 2005 году в Новосибирске вышла небольшим тиражом книга Замиры Ибрагимовой "Я пишу настроения. Николай Грицюк и его живопись", роскошное подарочное издание. А совсем недавно в 2011 году вышел Полный Каталог всех работ художника (и его электронная версия), изданный его семьей, о котором я писал выше.
          На сайте  http://art-novosibirsk.ru/applications/artists/artists.php?l=artists_gricukn приведено чье-то суждение о Николае Демьяновиче Грицюке: «Художник такого масштаба достоин собственного музея, толстых каталогов и пристального изучения своего необыкновенного творчества». Я могу только присоединиться к этому мнению.
          Приведу еще три работы художника:
          Красное море.
     

     Без названия.

          
          Мост через Обь

 

Фильмы о художнике
 

          Мне удалось обнаружить два кинофильма, созданные Долгиным Климентием Михайловичем, который в 1961 – 1996 гг. работал режиссером Новосибирской студии телевидения (ГТРК «Новосибирск» и студии «Новосибирсктелефильм». Долгин снял около 50 документальных и музыкальных фильмов, поставил около 30 телевизионных спектаклей, сделал около 2000 телепередач различных жанров. Среди его работ есть и два фильма о Н.Д. Грицюке: «Художник Николай Грицюк», документальный фильм, 1988 г. и «Николай Грицюк…Художник, не нужный народу», документальный фильм, 1990 г. Мне не удалось посмотреть, к сожалению, ни первого, ни второго фильма.
Климентий Михайлович Долгин. Таким его помнят в Новосибирске.




          А из более поздних, – я увидел на YouTube фильм, представленный там Ниной Зверевой «Художник Николай Грицюк»: http://www.youtube.com/watch?v=EUCCdA_6ym4.
          Вот, что она пишет об истории его создания:
          В сентябре 2008 года Российский центр «Практика» предложил региональным телекомпаниям России принять участие в съемках документального сериала "Старое фото". И надо заметить, что до сих к нам в «Практику» идут заявки желающих присоединиться к проекту. Но сейчас все 28 новелл уже сняты, идет монтаж присланных рабочих видеоматериалов. Сейчас мы публикуем еще одну новеллу из этого цикла. Ее прислали журналисты ГТРК «Новосибирск».
         
Итак, «Художник Николай Грицюк».



          Показом этого фильма я и хочу закончить свой рассказ о Н.Д.Грицюке и его выставке в Доме ученых новосибирского Академгородка в декабре 1966 года.
Продолжение следует
Tags: Академгородок 1966, Картинная галерея, Николай Грицюк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments