Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote in academgorodock,
Михаил Самуилович Качан
mikat75
academgorodock

Categories:

Академгородок, 1967. Пост 14. Масленица

Глава Академгородок, 1967: Пост 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.



Начало книги см. главы:
Академгородок, 1959 (посты
1- 20),

Академгородок, 1960 (посты 1- 12),
Академгородок, 1961 (посты
1- 29),
Академгородок,
1962 (посты 1- 19),
Академгородок, 1963 (посты
1- 29),
Академгородок, 1964 (посты
1- 42),
Академгородок, 1965 (посты
1 - 62).
Академгородок, 1966 (посты 1 - 51).


моя общественная работа

 

Моя общественная работа еле теплилась. В Объединенный комитет профсоюза я больше не заходил. Там мне просто нечего было делать. Все дела текли мимо меня. Со мной никто не советовался и меня ни о чём не спрашивали. А сочувственных слов и даже взглядов я старался избегать. Особенно тошно было мне в первые дни. Я страдал от пустоты вокруг меня, привыкшего к тому, что я всегда и всем был нужен. Правда, совсем пустоты не было. Постоянно рядом со мной было 2-3 человека, с которыми мы обсуждали текущие дела, обдумывали, как лучше решить тот или иной вопрос. Но я-то за последние годы успел привыкнуть к толпе. Поэтому эти 2-3 человека и создавали у меня иллюзию пустоты, а точнее, – моей невостребованности.

И на заседание исполкома районного совета меня больше не приглашали, даже не удосужились сказать, что из его состава меня вывели. Но это я понимал, - там, на заседании нужен был действующий профсоюзный работник, наделённый правами. Кого они туда ввели вместо меня на очередной сессии райсовета, я не знаю. Но, по-моему, ни Жирнов, ни Трофимович не избирались депутатами, значит, и в исполком не могли избираться.

В качестве места своей общественной работы я облюбовал Дом учёных. Там я всегда мог находиться либо у Немировского, в его кабинете, либо у Макаренко, в комнатах, где он со Славой Родионовым готовили экспозиции картин и где хранились картины, подаренные нам Жигалко. Но обычно я, посетив их, уходил в любую свободную комнату, благо тогда дефицита в помещениях Дома учёных не было. Чаще всего я располагался в комнате заседаний Совета Дома учёных, куда приходил вечером или в выходной день с портфелем, в котором лежали разные бумаги. Там, в Доме учёных, я и встречался с людьми, работавшими в орбите культурной жизни Академгородка.

 

масленица

 

Владимир Иванович Немировский был занят последними приготовлениями к масленице. Там был создан целый штаб, было задействовано множество людей. Была общая программа, - общий сценарий, который включал в себя действие, происходившее на главной площадке – перед зданием ДК «Академия», и ряд других действ, подготовленных несколькими институтами. Был подготовлен и спектакль «Левша»

Подготовка требовала отдачи всех душевных и физических сил. Необходимо было построить и ледяной городок и ледяную горку, поставить киоски с традиционными блинами и напитками, договориться о катании в санях на тройках, украсить улицу Ильича, подготовить разного рода соревнования и поставить само действие так, чтобы оно развивалось стремительно, чтобы было весело, интересно, забавно. Чтобы люди не скучали, не уходили, а включались в общее веселье.

Юрий Кононенко с помощниками заканчивал готовить огромные декорации. Группа артистов подбирала костюмы и разучивала роли.

19 марта 1967 года первая масленица в Академгородке прошла на ура!

В спектакле «Левша», сыгранном на крыше ДК «Академия», участвовали артисты Театра-Студии Академгородка: Саша Хуторецкий (он исполнял роль Левши), Вадим Благовидов (роль англичанина) и Люся Климина (артистка массовки). Роль царя исполнял Юрий Кононенко, роль атамана Платова – Борис Половников, фотограф Сурен Переплётчиков, Александр Мамлин, Екатерина Показаньева, Ирина Павловская и др. участвовали в массовых сценах.
          Фотографии, которые я привожу ниже взяты мной с сайта Электронного фотоархива СО РАН, кде указано, что они из коллекции Александра Хуторецкого.
          Вот ночная репетиция спектакля Левша накануне масленицы. на снимке ДК "Академия":
1967.Ночная репетиция спектакля Левша. (Фото из коллекции А. Б. Хуторецкого)

Играет оркестр:
1967Празднование масленицы         

          А вот и спектакль. В роли царя Юрий Кононенко:

1967.Сцена из спектакля Левша. В центре в роли царя - Ю.И. Кононенко. (Фото из коллекции А. Б. Хуторецкого)

           На крыше здания ДК "Академия" А. Мамлин, Вадим Благовидов, Александр Хуторецкий и Борис Половников.
1967.Слева направо А. Мамлин, В. Благовидов, А. Хуторецкий, Б. Половников. (Фото из коллекции А. Б. Хуторецкого).

          Слева "царь" Юрий Кононенко, справа от него (с семечками) Ирина Павловская:
1967.Сцена из спектакля Левша. В центре в роли царя - Ю.И. Кононенко, справа от него с семечками - И. Павловская. (Фото из коллекции А. Б. Хуторецкого).     

          А на этоф фотографии справа от "царя" Юрия Кононенко стоит Левша (Александр Хуторецкий) в кепке. 
1967.Проводы масленицы. Сцена из спектакля Левша. В центре в роли царя - Ю.И. Кононенко, в роли Левши (справа в кепке) - А.Хуторецкий

          в роли атамана Платова Борис Половников (на переднем плане), сзади слева - Сурен Переплётчиков, а справа - Екатерина Показаньева.
    1967.На первом плане Б. Половников в роли атамана Платова, за ним на заднем плане - С. Переплетчиков, справа - Е. Показаньева. (Фото из коллекции А. Б. Хуторецкого).

          А здесь в центре Екатерина Показанева, а справа с семечками Ирина Павловская
1967.В центре - Е. Показаньева, справа от неё с семечками - И. Павловская. (Фото из коллекции А. Б. Хуторецкого).

          В общей сложности в ней приняли участие несколько тысяч человек.

Колонна автомашин с ряжеными прошла по Морскому проспекту с лозунгом "Все на масленицу!". Во главе колонны шло  "пиратское судно" института гидродинамики, его пушка нещадно палила, собирая всех на праздник.

Было много ряженых. Было понятно, что в подготовке участвовало много людей. И никто не мог усидеть дома. Киоски торговали блинами с икрой и квасом. По скользкой поверхности столба пытались влезть за призом мужчины. И некоторые сумели это сделать. На тройках катались под залихвастые мелодии. Звенели бубенцы. Катались с ледяной горки под визг и крики. Тут и там горели костры, через которые прыгали и мужчины, и женщины. «Сражались» стенка на стенку, ИМИТИРУЯ КУЛАЧНЫЕ БОИ. Терялись в ледяном лабиринте. А потом жгли чучело масленицы.

Это был скорее языческий праздник проводов зимы, чем христианский праздник Сырной седмицы, когда разрешается немного скоромного  перед великим постом. И наш праздник не носил тональности примирения с ближними и прощения обид, не был посвящён общению с родными и друзьями, не призывал к благотворению, как это рекомендовано в святцах. При подготовке масленицы мы думали об этом тоже, но решили, что совмещать два добрых дела не следует.

Наш праздник символизировал обновление. Освобождение от старого, которое сидело у нас в печёнках, и его сжигали его вместе с чучелом. Провожали зиму и радовались предстоящему теплу и солнцу. Люди хотели новизны и, сжигая старое, радовались, что ему на смену придет обновлённая жизнь, лучше прежней.

Такова была идея нашей масленицы, которую поняли многие. Поняли и приняли. Яновский, увидев меня в Доме ученых на следующий день, погрозил мне пальцем и спросил:

– Ну, и зачем вам надо было организовывать масленицу? Что вы этим хотели сказать?

– Так повеселиться нужно людям, подурачиться, – сказал я. – И потом это же просто проводы зимы.

Он пожевал эти слова:

– Повеселиться, … подурачиться, … проводы, … зима, … Ну-ну.

Но последствий никаких не было ни для кого. По крайней мере, до меня ничего не дошло. А на обсуждения за закрытыми дверями меня не приглашали. Тем не менее, я понял, что Яновский предполагает, что я всё ещё оказываю влияние на события в Академгородке. В данном случае он ошибался. Моё участие в подготовке масленицы было минимальным, хотя в обсуждениях его направленности я безусловно принимал участие. И моё слово тогда кое-что значило.

 

вечером после масленицы

 

Поздно вечером в дверь моей квартиры позвонили. Открыв дверь, я увидел Володю Немировского в тулупе, под которым были тяжелые железные цепи – вериги. В таком виде он появлялся и на крыше ДК «Академия», где шёл импровизированный спектакль. Володя был в подпитии, и ему хотелось пообщаться, а заодно и продолжить.

Я знал, что он был болен, лежал последние два дня в больнице, но сбежал оттуда на масленицу.

– Я договорился там, – сказал он, – надо только вернуться к ночи.

Водки мы с Любочкой ему не дали, посчитали, что ему хватит. А чаю попили и поговорили. Одного я его не отпустил. Мы вместе пошли в больничный городок. Шёл влажный мартовский снег, который крупными хлопьями оседал на лице и одежде. А на асфальте он размокал под ногами. Вериги Володя оставил у нас, так что шёл он легко, и мы довольно быстро дошли до корпуса, где я его и оставил. Было важно убедиться в этом, потому что он несколько раз порывался к кому-нибудь зайти. Когда он выпивал, душа у него становилась неугомонной.

Обратно меня подвёз водитель на мусорной машине. За дорогу он успел рассказать мне о масленице:

– Побольше бы таких праздников, – сказал он.

Я уже писал раньше о том, что масленица при советской власти ранее в стране не праздновалась – инициатива и абсолютно полная заслуга в рождении этого праздника в Академгородке – В.И. Немировского. Праздник был им инициирован, организован и проведен 19 марта 1967 года. В моей памяти масленица и имя Немировского с тех пор неразрывно связаны. Вспоминая Володю, я вижу перед глазами это праздничное зрелище – его триумф.

Многие русские художники изображали яркий и весёлый праздник масленицы. Приведу лишь некоторые картины:

Васнецов А.М. “Сжигание чучела”.
Васнецов АМ Сжигание чучела Масленицы

Грузинский П.Н. “Масленица”:
Грузинский ПН. 1889 Масленица

Маковский К.Е. “Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге”.
Маковский КЕ 1869 Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

Сычков Ф.В. “Праздничная забава”.
Сычков ФВ Праздничная забава.

Суриков В.И. “Взятие снежного городка”.
Суриков ВИ 1891 Взятие снежного городка

На масленице побывал и художник Николай Демьянович Грицюк, приглашенный Немировским. Он создал картину «Первая масленица в Академгородке».
Грицюк НД. Первая масленица в Академгородке.

Эту картину художник подарил Владимиру Ивановичу Немировскому. Впоследствии Грицюк еще несколько раз выставлялся в Академгородке. После его пятой выставки вдова Немировского Римма Алексеевна подарила эту картину Выставочному залу Дома ученых. http://academgorodock.livejournal.com/77427.html

Ну, и в заключение приведу стихи поэта Ильи Олеговича Фонякова (с которым я когда-то, будучи студентом, играл в шахматы в турнире на первество ДСО "Труд" в Ленинграде) “Празднование масленицы в Академгородке под Новосибирском”. Об этих стихах мне напомнил А.Г. Раппопорт, поместивший их в своем блоге в «Живом журнале»  (http://stroler.livejournal.com/898771.html). В год 50-летия Академгородка (2007) Илья Фоняков читал стихи в Малом зале дома учёных, а затем они были помещены в газете «Наука в Сибири»:

 

Масленица в городке — Выступает И. Фоняков на 50-летии СОАН

Обособленном, научном!

Расстегаи на лотке

С прочим, штучным и не штучным

Харчем: сушки, пиво, квас

И блины — совсем не комом…

Это комсомол с месткомом

Все придумали для вас!

 

Разрядитесь, отдохните,

Изощренные умы,

Полюбите, оцените

Праздник проводов зимы,

Праздник с шумом, с чудесами,

Без докладов и цитат…

Тройки в лентах с бубенцами

Мимо Ядерной летят.

 

Перепутаны эпохи,

Всех столетий бродит люд,

С балалайкой скоморохи

Стих про физиков поют.

Рядом — клетка, в клетке — тетя!

Если ближе подойдете,

Можно будет рассмотреть:

Кроме тети, есть медведь.

 

Он откуплен в зоопарке,

Он в отчаянной запарке:

Шуба зимняя жарка…

А весна совсем близка,

И, вконец разгоряченный,

Взрослых дядек растолкав,

Юный будущий ученый

Тянет папу за рукав:

— Папочка, пойдем скорей, я хочу посмотреть, как лошадь будет есть сено!

 

В газете “Наука в Сибири” № 28-29 (2613-2614) от 26 июля 2007 г. стихотворение датировано 1965 г., но это неверно, потому что первая масленица в Академгородке была в 1967 году. Да и Илья Фоняков излишне нафантазировал: комсомол к масленице не имел никакого отношения. Но праздник Масленицы понравился молодёжи и, видимо, дал толчок студенческим знаменитым впоследствии карнавалам в НГУ.

Праздник масленицы проводился в Академгородке и впоследствии, так он полюбился всем. В 1970 г. этот праздник был запечатлен Рашидом Ахмеровым на широко известной фотографии:
Ахмеров РИ Фото.Масленица в Академгородке 1970

Продолжение следует

Tags: Академгородок 1967, Владимир Немировский, Илья Фоняков, Николай Грицюк, масленица
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments